• Russian
  • English
  • Ukrainian

Тезисы к разбору "Лжеца" (в формулировке "Я лгу")


1. Семантические парадоксы самоотносимости предложения (элементарного суждения) острее всего ставят вопрос о сути и возможности высказывания

как предметно-интенционального (говорящего не о самом себе, а о другом, в т.ч. о другом предложении);

1) как истинного (правдивого) или ложного (лживого), т.е. определенным образом относящегося: а) к предмету как бытию; б) к мышлению (сознанию) субъекта;

2) как давания-совершения мысли и бытия в их взаимоотношении.

2. Формально "простейший" вариант "Лжеца" — "Я лгу" — самый парадоксальный, поскольку:

1) в своем "коротком замыкании" на себя наглядно дает беспредметность и не-данность (принципиальное отсутствие) высказывания, называемого лживым (где это предложение? о чем оно лжет?..)

2) тем самым оборачивается указанием на пустоту, ничто (в себе? вовне?..), "неполной" фразой при формальной полноте;

3) тем самым эти "две фразы в одной" предстают двуединством бытия и небытия речи;

4) всеобщая форма парадокса (взаимопредполагание суждения и его отрицания, или самоутверждение и самоотрицание суждения) здесь предельно "сжата", круг умозаключения свернут в одной элементарной субъектно-предикативной конструкции — развертываемой, по-видимому, только в тавтологически-бессмысленный и потенциально бесконечный ряд: "Я лгу, что лгу...";

5) поэтому дедукция, силлогистика здесь особенно явно снимает себя — требует одновременного созерцания ("интуиции ума?..") всего выводного движения как одного предмета-"объекта", что предположительно присуще любому мышлению;

6) но это созерцание парадокса, как будто облегченное его краткостью, имеет предметом — см. пп.1- 2 — ничто или "голую" внешне-материальную форму;

7) невозможный предмет парадоксального утверждения есть тем самым чисто интенциональный предмет воли к предметности (бытию) — стремления и способности идеально конструировать "реальность", то есть мыслить.

3. Парадокс и есть идеальный конструкт, производящий (воспроизводящий?) самое себя и в силу этого дающий импульс к порождению:

1) субъекта (интенции) мысли;

2) других идеальных объектов — тождественно-нетождественных исходному и столь же рефлексивных (отнесенных к себе — друг другу — к "объективному" — к наличным и возможным высказываниям...).

4. "Метод" и "технология" такого самопорождения — мышления в парадоксе, исходя из парадокса и посредством парадокса — еще не выработаны, лишь отчасти намечены В. Библером. Работать над этим предположительно стоит в двух направлениях:

1) "имманентный", собственно логико-философский анализ содержательной формы парадокса как особенной и в то же время необходимо-всеобщей;

2) "применение", приложение этой формы — как "порождающей" — к конкретным ситуациям мысли — проблемам, понятиям, теориям; своего рода тренировка в обнаружении-построении этого "хода мысли" повсюду.

Предметные области: Логика, Диалогика