• Russian
  • English
  • Ukrainian

Об идее о "силовой" (каузасуальной) природе инерциального движения


К Сергею Юрьевичу. Я считаю идею о "силовой" (каузасуальной) природе инерциального движения чрезвычайно значимой. Но только на фоне ее "снятия" в идее чистой относительности, то есть чистой беспричинности прямолинейного равномерного движения в бесконечном-однородном-изотропном пространстве, где отсутствуют какие бы то ни было естественные места и потому инерциальное перемещение неотличимо от покоя: движется тело или наблюдатель различить нельзя (тогда как если понять это движение как каузасуальное, то наблюдатель ни при чем, а перед нами физическое событие). Но именно обращение к Лейбницу (который спорил с Ньютоном) позволяет увидеть возможность "силового" понимания инерциальности. Это указывает границу между классической (ньютоновой) механикой и средневековой физикой "импетуса", с одной стороны, а с другой, границу с физикой XX века. Мне пришло это в голову, когда я сейчас перечитал главу "Кант заглядывает в середину XX века -- Кант заглядывает в сердину века XVII" из библеровской книги "Кант -- Галилей -- Кант". Библер здесь обсуждает работу Канта "Мысли об истинной оценке живых сил", где как раз дана "силовая" (лейбницианская) трактовка инерциальности. Кант тут "фантазирует" в духе Курганова.