1. Введение в контекст

Опубликовано smenchsik - сб, 03/07/2009 - 16:50

Прежде чем переходить к делу, автор хотел бы пояснить кому и в чем именно он обязан тем, что нижеследующий текст появился на свет.
1.1. Работа сложилась, прежде всего, в результате того, что автор дважды читал небольшой курс на философском факультете РГГУ по теме "Введение в специальность". Для себя автор формулировал тему просто — "Что такое философия?" Однако вопрос о философии именно как о специальности, профессии, своего рода искусстве показался ему по ходу дела заслуживающим особого внимания.
1.2. Философское направление‚ в духе которого автор издавна работает‚ представлено группой “Диалог культур”‚ которой руководил В.С.Библер (1918-2000). В свое время группа провела ряд семинаров на тему “Философское образование”‚ где автор выступил с докладом‚ который также лежит в истоках предлагаемой читателям работы 1.

1.3. Особый импульс к занятию именно "делом" философии автор получил при изучении работы М. Хайдегтера "Конец философии и задача мышления" 2. Путеводными стали приведенные здесь ссылки на важные в этом отношении тексты Гуссерля, Гегеля и Платона. Прежде же всего — семантическая двойственность немецкого слова die Seiche и греческого το πράγμα, которые могут быть переведены и как "дело", которым занимаются, и как "вещь", "предмет", которые занимают человека в его занятиях, и как "спорный вопрос". Автор считает значимой ту работу с языком, которая свойственна философской мысли вообще и столь характерна для философствования М. Хайдегтера. Пытаясь мыслить с начала, философия вынуждена и говорить на языке, как бы снова и впервые возникающем.
0.4. Местами в статье ведется неявный разговор с философом В.В. Бибихиным. Автора глубоко затрагивают не только ведущие темы этого философа, но и сама стилистика философствующей речи, которой В.В. Бибихин виртуозно владеет: стилистика свободного и чуткого обитания в стихии русской речи, внимательного вслушивания в ее смысловые обороты. Не раз пользуясь щедростью В.В. Бибихина, позволявшего мне, в частности, изучать записи его лекций, с благодарностью признаюсь в том, что многим в уяснении собственных понятий обязан схождениями и расхождениями с путем его мысли. Признаюсь также и в том, что усвоил (если не присвоил) полюбившиеся мне находки его речевого внимания. Так, само название работы, и скрытая в нем многозначность были, — может быть, даже не совсем осознанно для автора, — во многом предопределены докладом В.В. Бибихина "Дело Хайдеггера" 3
0.5 Автор не может не выразить признательности студентам, которые, часто не ведая того, помогли ему заметить непростительные темноты и существенные провалы в его рассуждениях. Автор заранее приносит свои извенения за те, что остались им незамеченными.
И одно необходимое уточнение.
Речь пойдет о деле философии вообще. Речь пойдет о том, чем занимаются философы, когда они занимаются философией, независимо от их различий, расхождений, упразднений друг друга и прочих скандалов. Но есть ли такое общее дело, в котором все философы, знают они о том или нет, участвуют? Гегель видел в истории европейской философии дело одного, осознающего себя, познающего себя, приходящего к себе и в себя духа. Британский философ, логик и математик А. Уайтхед видел в истории европейской философии лишь примечанияи к Платону 4. Для Хайдеггера история европейской философии от Парменида до Ницше — история одного события: метафизического самозабвения мысли, забывшей бытие. Он — на свой лад — также видит в ней лишь превращения платонизма 5. Каждое из этих толкований — особое понимание общего дела философии. Можно ли их как-то усреднить, привести к общему знаменателю? Останется ли что в числителе? Может быть, вернее было бы всерьез вдуматься в одно из этих осмыслений дела философии? Вот автор и решил поразмышлять о деле философии, обратив для начала особое внимание на тех мыслителей, которые впервые в Европе начали обдумывать это новое для них дело: на Сократа и Платона, конечно, на платоновского Сократа и сократического Платона. Вообще говоря, дело философии — всегда новое, и у Аристотеля, не говоря уж, например, о неоплатониках, мы найдем существенное переосмысление этого дела. Но начало всегда особо показательно. Таково существенное ограничение, но и уточнение нашего дела.
____________________________________
1 См. также статьи В.С. Библера «Что есть философия?!», «Быть философом» и «История философии как философия», опубликованные в кн.: Библер В.С. На гранях логики культуры. М. 1997.

2 Heidegger M. Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens. - In: Heidegger M. Zur Sache des Denkens. Tübingen. 1969. S. 61-80.

3 Бибихин В.В. Дело Хайдеггера. — В сб.: Философия Хайдеггера и современностью М. 1991,с.1б6-171.

4 "Самая верная общая характеристика европейской философский традиции в том, что она состоит из ряда примечаний к Платону". — WhiteheadAN. Process and Reality, an Essay in Cosmology. Cambridge. 1991, p. 53. Heidegger M. Zur Sache des Denkens. S. 63.

5 Heidegger M. Zur Sache des Denkens. S.63.