В XVIII веке жил и работал интереснейший график и живописец Джованни Батиста Пиранези, создатель так называемой бумажной, или воображаемой, архитектуры. В своих графических работах Пиранези воображал и проектировал самые фантастические, невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции. Невозможные в двух отношениях. Во-первых, потому, что для реального создания таких зданий требовались совсем иной строительный материал и иная строительная техника, чем те, что были возможны в XVIII столетии (кстати, многие из фантазий Пиранези оказались вполне реальными проектами в ХХ веке). Во-вторых, «монстры», созданные фантазией Пиранези, принципиально невозможны для своего реального воплощения. Это, так сказать, воображаемые здания по определению. Впрочем, и в этом случае некая игра между чисто бумажной архитектурой и архитектурой каменной плодотворна для развития архитектурной мысли. /.../
Теперь – непосредственно о нашей воображаемой школе. Коротко говоря, эта идея состоит в следующем. Мы предполагаем, что наряду с теоретическими разработками и реальным педагогическим экспериментом могут и должны существовать особые учебные пособия (очень условно использую это понятие), одновременно, хотя и в разных смыслах, необходимые для учителя и для учеников нашей школы. Это будут целостные циклы воображаемых уроков-диалогов, ориентированные на различные классы и различные предметы школы диалога культур. Участниками таких уроков-диалогов становятся воображаемые, предполагаемые ученики и воображаемые педагоги.
Такая воображаемая, предполагаемая, на бумаге воссозданная школа крайне существенна, как я предполагаю, в целостном проекте школы диалога культур.
Во-первых, многое из того, что нами задумано, пока невозможно реализовать в обычном педагогическом эксперименте. Существуют стандартные учебные программы или некие достаточно жесткие стандарты тех знаний, которыми должен обладать выпускник средней школы. Очень мало педагогов, способных адекватно и вместе с тем по-авторски инициативно осуществить задуманную программу (см. книгу: Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992). Какие-то фрагменты программы получаются, какие-то выпадают совершенно, какие-то осуществляются в урезанном и невольно искаженном виде. Между тем для нашей школы необходима именно целостность всего курса, постоянное соучастие – уже на самых ранних стадиях работы – последующих, более поздних этапов, классов, культур, наконец современного состояния проблемы (в работах самых крупных ученых ХХ века). Да и вообще, как я предполагаю, наиболее развитые социокультурные условия для реализации школы диалога культур наступят где-то в начале следующего столетия.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии