Введение

Опубликовано smenchsik - вт, 12/28/2010 - 13:17

В концепции Д.Б. Эльконина, на которую ориентируются основ­ные исследования игры в советской психологии, игра понимается как «такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отно­шения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Таким образом, упор делается на освоение в игре внешней социальности, которое происходит через роль — основную единицу игры. Между тем, в игре не только воссоздается и осва­ивается ребенком внешняя социальность, но и становится внутрен­няя социальность, его общение с самим собой, как основная ха­рактеристика сознания. Можно предположить, что выбор другой, более «мелкой» единицы анализа, не связанной непосредственно со «сценарием» внешней социальности, позволит понять игру как про­явление и создание «внутренней социальности», то есть как фено­мен сознания. Такой подход отвечает задачам собственно психоло­гического исследования игры, в отличие от подходов, сводящих иг­ру к проявлениям внепсихологических (биологических или соци­альных) реальностей. Для обоснования этого необходимо сопоста­вить непсихологические и психологические концепции игры, чему посвящена I часть работы. Во второй части, исходя из определенно­го понимания сознания, развитого в работах М.М. Бахтина и В.С. Библера, обосновывается понимание игры как феномена созна­ния.
Работа не является возрастным исследованием, т.е. исследова­нием определенного этапа развития сознания, скорее наоборот, ис­следуются общие характеристики сознания, которые в игре до­школьника проявляются с особенной остротой. Не входит в мою за­дачу и исследование развития игры на протяжении дошкольного возраста; игра в возрасте, примерно, от двух до пяти понимается как некоторое целостное явление. От изменений форм игры на про­тяжении этого возраста я отвлекаюсь.
Материалом исследования являются дневниковые записи, собственные наблюдения, а также некоторые экспериментальные исследовании игры, проведенные психологами и педагогами.