В концепции Д.Б. Эльконина, на которую ориентируются основные исследования игры в советской психологии, игра понимается как «такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Таким образом, упор делается на освоение в игре внешней социальности, которое происходит через роль — основную единицу игры. Между тем, в игре не только воссоздается и осваивается ребенком внешняя социальность, но и становится внутренняя социальность, его общение с самим собой, как основная характеристика сознания. Можно предположить, что выбор другой, более «мелкой» единицы анализа, не связанной непосредственно со «сценарием» внешней социальности, позволит понять игру как проявление и создание «внутренней социальности», то есть как феномен сознания. Такой подход отвечает задачам собственно психологического исследования игры, в отличие от подходов, сводящих игру к проявлениям внепсихологических (биологических или социальных) реальностей. Для обоснования этого необходимо сопоставить непсихологические и психологические концепции игры, чему посвящена I часть работы. Во второй части, исходя из определенного понимания сознания, развитого в работах М.М. Бахтина и В.С. Библера, обосновывается понимание игры как феномена сознания.
Работа не является возрастным исследованием, т.е. исследованием определенного этапа развития сознания, скорее наоборот, исследуются общие характеристики сознания, которые в игре дошкольника проявляются с особенной остротой. Не входит в мою задачу и исследование развития игры на протяжении дошкольного возраста; игра в возрасте, примерно, от двух до пяти понимается как некоторое целостное явление. От изменений форм игры на протяжении этого возраста я отвлекаюсь.
Материалом исследования являются дневниковые записи, собственные наблюдения, а также некоторые экспериментальные исследовании игры, проведенные психологами и педагогами.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии