33 Но поскольку, как ясно из предыдущего, простои максимум не может быть ничем нз познаваемых или мыслимых вещей, то, намереваясь исследовать его через символы, мы должны вырваться за пределы простого уподобления. В математике все конечно, иначе там даже воображением представить было бы ничего нельзя. Если мы хотим воспользоваться конечным как примером для восхождения к максимуму просто, то надо, во-первых, рассмотреть конечные математические фигуры вместе с претерпеваемыми ими изменениями (passionibus) и их основаниями; потом перенести эти основания соответственно на такие же фигуры, доведенные до бесконечности; в-третьих, возвести эти основания бесконечных фигур еще выше, до простой бесконечности, абсолютно отрешенной уже от всякой фигуры. Только тогда наше незнание непостижимо осознает, как нам, блуждающим среди загадок, надлежит правильнее и истиннее думать о наивысшем.
34 Действуя так и приступая к делу под водительством максимальной истины, вспомним сначала разные высказывания святых мужей и высочайших умов, занимавшихся математическими фигурами. Благочестивый Ансельм сравнивал максимальную истину с бесконечной прямизной 36; следуя ему, мы обращаемся к фигуре прямизны, которую я изображаю в виде прямой линии. Другие многоопытные мужи сравнивали преблагословенную Троицу с треугольником о трех равных прямых углах 37; поскольку он, как будет показано, обязательно должен иметь бесконечные стороны, его можно назвать бесконечным треугольником. Мы следуем и за ними. Третьи, пытаясь представить в математической фигуре бесконечное единство, называли бога бесконечным кругом. А созерцатели всецело актуального божественного бытия называли бога как бы бесконечным шаром 38. Опять-таки, мы покажем, что и они правильно понимали величайший максимум и что смысл у них всех один.
_____________
36 Ансельм Кентерберийский. Диал. об истине 10—11. — 66.
37 Ксенократ (фр. 23 по Хейнце), Прокл (Коммент. на I кн. Евклидовых “Начал” 168,14 по Фридлейну), Пселл (“О действии демонов” 11) уподобляли божество равностороннему треугольнику, но треугольник о трех равных прямых углах до Николая неизвестен. — 66.
38 Сравнения бога с кругом и шаром есть у Генриха Сузо (“Житие” 51), в “Песни о Троице” анонимного немецкого мистика, у Экхарта со ссылкой на Гермеса Трисмогиста. — 67.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии