Глава 3. Физическое воспитание

Опубликовано smenchsik - ср, 11/16/2011 - 09:39

Пусть наш очерк будет начат с самого содержания физического воспитания. Как я уже отмечал по поводу эфебии, гимнастика, по крайней мере в начале эллинистического периода, все еще остается если и не главным, то во всяком случае характерным элементом образования юного грека. Как и в архаические времена, интерес к атлетике и занятия ею образуют одну из основных черт греческой жизни, которые определяли ее отличие от жизни варваров. Перенесемся в Иерусалим, примерно в 175 году до Иисуса Христа. Предпочесть «установления гоев»*1 для иудеев в то время по существу значило заниматься физическими упражнениям на спортивной площадке без всякой одежды2. Везде, где укоренялся эллинизм, появлялись гимнасии, стадионы, спортивные постройки. Мы их находим повсюду — от Масси-лии3 до Вавилона4 и Суз5, от Южного Египта6 до Крыма7, причем не только в больших городах, но и в маленьких городках-колониях, например в Фаюме . Спорт для греков — не просто признанное развлечение. Его воспринимают как весьма серьезное занятие, тесно связанное с гигиеной и медициной, и равным образом — с эстетикой и этикой.
Таким образом, физическое воспитание остается одним из существенных аспектов посвящения в культурную жизнь, то есть воспитания. Отсюда становится очевидным то значение, которое ему придавалось в программе воспитания эфебов, высшей ступени аристократического образования. Однако нельзя сказать, что это образование было закреплено только за великовозрастными юношами, которые приобщались к нему на пороге взрослой жизни. Вспомним, что в архаическую эпоху Греция познакомилась с соревнованиями атлетов и, следовательно, с физическим воспитанием детей. Что неясно, так это возраст воспитанников. Свидетельства эпохи эллинизма, более многочисленные и подробные, позволяют его уточнить.
Подростки такое образование получали — это несомненно Для Египта, где, как мы видели, они становились эфебами в че-
* В греческом тексте Септуагинты «κατά τά νόμιμα τών εθνών». Др.-евр. goyim обозначало первоначально «народ» вообще, позднее развилось значение «неевреи», в синодальном переводе «язычники». — Прим. Переводчика.
тырнадцать лет. Сходным образом обстоит дело в других местах: мы обнаруживаем в Пергаме гимнасий для детей, отличающийся от гимнасиев, которые посещали взрослые, молодежь (νέοι) и эфебы9. В Лапефе10 детьми занимался специальный гимнасиарх, тогда как в других местах — в Эретрии11, в Атталии 12 — один гимнасиарх заботился о взрослых и о детях. Почти везде, на Хиосе13, Теосе 14, в Лариссе15, в Тамине на Эвбее16 и, конечно, в Афинах17, дети могли участвовать в спортивных соревнованиях: существовали местные соревнования, предназначенные для молодежи того или иного города. Я здесь не говорю о знаменитых всеэллинских состязаниях, к которым с давних пор был открыт доступ только профессиональным атлетам, с юных лет посвятившим себя спорту18.
Однако в рамках этих соревнований часто появляются номинации для детей. В Феспиях отдельно соревновались «старшие», πρεσβύτεροι, и «младшие»19. В Лариссе20, в Оропе21, в других городах22 различались группы малолетних детей и так называемых «безбородых», αγένειοι. В Коронее23, на Халкиде24 различие делалось между «детьми», παίδες, и «совсем детьми», πάμπαιδες. Мы вправе отсюда заключить, что гимнастические занятия практиковались с детьми в самом нежном возрасте 1. Речь идет не только о Спарте, где маленькие μικιχιζόμενοι девяти-десяти лет оспаривали спортивное первенство 2, но, более широко, обо всем греческом мире, где, начиная с семи-восьмилетнего возраста, умственное воспитание ребенка сопровождалось его физическим воспитанием. Я был поражен согласованностью по этому вопросу самых разных свидетельств — эпиграфических надписей школ Теоса и Милета25, литературных текстов26, надгробных надписей27, не говоря уже о памятниках изобразительного искусства 3.
К тому же в эллинистическую эпоху Спарта была не единственным городом, где на равных правах с мальчиками был открыт доступ к физическому воспитанию и для маленьких девочек и девушек-подростков. Оставляя, естественно, в стороне профессиональную атлетику28, мы узнаем, что, к примеру, на Хиосе девушки получали то же спортивное образование, что и юноши, причем занимались на одних и тех же площадках29. Нечто сходное обнаруживается на Теосе30 и в Пергаме31, где, правда, до совместных занятий дело не доходило.
Итак, физическое воспитание эпохи эллинизма было обращено к самой широкой и разнообразной публике. Создается впечатление, что эта педагогика не слишком различалась в зависимости от возраста и пола. Самое большее, что мы может сказать, — дети выполняли «более легкие», κουφότερα32, упражнения, чем эфебы; занятия у девочек были менее суровы, чем у мальчиков: в Олимпии, например, женский бег на Гереях проводился на полосе, длина которой была на одну шестую меньше, чем длина обычной беговой дорожки для мужчин33.
______________