Первая подсказка – от Карла Маркса: «Экономия рабочего времени равна увеличению свободного времени, т. е. времени полного развития индивида, которое, в свою очередь, действует обратно на производительную силу труда, каковой сам есть величайшая производительная сила. С точки зрения непосредственного производственного процесса это можно рассматривать как производство основного капитала, причем этот основной капитал является самим человеком. Между прочим, само собой разумеется, что прямое рабочее время само по себе не может оставаться в абстрактной противоположности свободному времени, каковым оно представляется с точки зрения буржуазной экономики... Свободное время, которое является одновременно и временем праздности, и временем для более высокой активности, естественным образом превращает своего обладателя в другого субъекта, и затем он вступает в непосредственный производственный процесс как этот другой субъект. Этот процесс является одновременно формированием, поскольку относится к человеку в процессе становления; и, в то же время, практикой [Ausübung], экспериментальной наукой, материально-творческой и объективирующей наукой в отношении ставшего человека, в голове которого находится накопленное общественное знание. (Marx, Karl. 1857-61.Outlines of the Critique of Political Economy, https://www.marxists.org/archive/marx/works/download/Marx_Grundrisse.pdf)
Первый взгляд на ответ, который мы ищем
Первое. Идеи приведенного отрывка фокусируются в следующем пассаже из него же самого: «Свободное время, которое является одновременно и временем праздности, и временем для более высокой активности, естественным образом превращает его обладателя в другого субъекта, и затем он вступает в прямой производственный процесс, как этот другой субъект».
Второе. Вот что из этого следует. Очевидно, «другой субъект» работает лучше. Что это значит? Это, другими словами, означает, что происходит повышение производительности труда или как такового, прямо, или – косвенно – путем изменения самого рабочего процесса. Последнее означает увеличение доли творческого труда («более высокой активности» у Маркса) в производстве. Т.е., «деятельность в свободное время», фактически, становится непосредственной частью производственного процесса.
Из этого, в-третьих, следует, что увеличивающаяся пропорция свободного времени к рутинному труду должна расти в пользу свободного времени, чтобы увеличивать производительность все больше и больше.
Теперь, если мы устремим эту тенденцию в бесконечность, мы придем к ... «экономике свободного времени». Трудно представить, как это может работать, но формально – это экономика, где вещи производятся и услуги оказываются в свободное время, следовательно, «свободными людьми» или, одним словом – личностями. И это – просто логика и ничего кроме логики.
Экономика свободного времени в ступает в игру, когда мы «достигаем» бесконечности, что логично. И, хотя это трудно представить, это выглядит реальным, поскольку сама тенденция обусловлен рыночными силами, борьбой за повышение производительности. Это означает, что мы, наконец, видим, как выглядит грядущая цивилизация, или, если говорить точнее, мы видим первый аспект этого. Это «экономика свободного времени».
Что это может означать? Мы можем предположить, абсолютно формально, что это экономика, в которой в конечном итоге все будет делаться, разрабатываться, создаваться, производиться, предоставляться, продаваться личностями, то есть свободными людьми в их свободное время и, соответственно, по своей воле.
Последнее, что следует из наших упражнений с идеей Маркса, заключается в следующем. Предположим, участие человека в будущем производстве будет только творческим. Как все остальное будет тогда делаться? Ответ очевиден – машинами, материальными и программными.
Независимо от того, как фантастически все это может звучать, это была логическая работа, произведенная над посылкой Маркса. Если Маркс прав, наш вывод верен. Нужно только мужество, чтобы принять это.
Экономика свободного времени
Теперь я предлагаю немного расслабиться насчет логики и легкомысленно пофантазировать о том, как может воплощаться вычисленный выше первый аспект грядущей цивилизации – хотя бы для того, чтобы немного привыкнуть к нему. Да, вначале мне нужно привыкнуть к формальному, философски говоря, «пустому» концепту «экономии свободного времени».
Что люди делают в свободное время? Маркс напомнил нам то, что никогда не было секретом. Свободное время – это время, свободное от обязанностей. То есть, это время тех, кто свободен от обязанностей вообще или иногда. Когда нет обязанностей, люди развлекаются или творят (я не рассматриваю в данный момент случай, когда люди «творят по найму»).
Кто такие «люди свободного времени», короче говоря, личности? Это художники, композиторы, писатели, изобретатели и т. д. – все те, кто видят смысл жизни в творчестве. Некоторые из них вообще не способны делать что-либо еще, и в наше время, и в прошлом. Неважно, как далеко вы смотрите в прошлом – они живут только свободным временем. Также не имеет значения, что они получают взамен, в плане вознаграждений и наказаний.
С другой стороны, очевидно, что у такого человека весь смысл жизни в том, чтобы быть самим собой. Мы называем такого человека – личностью. На самом деле, мы можем сделать аналогичное заявление о любом свободном времени, в том числе и для развлечений. Свободное время – это время, когда вы не обязаны делать то, что вам говорят другие, и можете выбирать что-то по своему усмотрению, то есть в зависимости от того, кто вы есть. Свободное время – это время индивида для индивида.
Теперь, давайте еще раз спросим, что может означать «экономика свободного времени»? Экономика – это сфера производства и обмена. Таким образом, экономика свободного времени – это то, где вещи производятся, а услуги оказываются в результате творчества, развлечений или того и другого. Поэтому грядущая цивилизация, которая уже представляла себя «экономикой свободного времени», теперь раскрывает и другие свои лица как «экономики творчества» и «экономики личностей».
Это то, что мы получили из подсказки, данной Карлом Марксом. Мы благодарим его и идем дальше. Существуют ли другие идеи, соответствующие, теперь мы можем выразить это так: (1) экономике творчества или (2) экономике свободного времени или (3) экономике личностей?
- Войдите, чтобы оставлять комментарии