Культура, цивилизация и... автоматизация

Опубликовано Anatoly - пн, 08/24/2020 - 03:12

Как я уже упоминал ранее, три явления, на которые указал Владимир Библер, используются философом для иллюстрации основной формулы. Что касается самой формулы, он вывел ее на основе процессов в культуре, в основном в искусстве, философии и, отчасти, науке. То, что происходит в цивилизации, философ считал скорее следствием. По крайней мере, это может быть выведено из работ Библера. Я не уверен, что это полностью так. Тем не менее, я хочу сосредоточиться на одном из трех вышеупомянутых цивилизационных явлений, а именно на глобальной тенденции к инновациям в современном производстве и, соответственно, конкуренции. Наша задача – выяснить, в чем логика явления.
Чтобы приблизиться к этому, мы начнем с автоматизации. Вообще, Владимир Библер считал, что автоматизация играет существенную роль в отношениях между творчеством и рутинной работой. Но почему автоматизация вообще происходит? Есть несколько взаимосвязанных факторов, вызывающих ее к жизни. Основные два, очевидно, следующие.
Во-первых, автоматизация движется силами рынка. Двумя эффектами автоматизации является снижение себестоимости и увеличение скорости производства.
Во-вторых, она глубоко укоренена в человеческой природе как таковой, а именно, в орудийности человеческой жизни, чуть точнее – в орудийности общественной жизни и психики человека.
Орудия позволяют людям расширять свои возможности во взаимодействии с природой и, таким образом, одновременно развивать способности своей психики. Более того, одно и то же орудие может использоваться по-разному, в то время как одна и та же задача в мире вещей может быть решена с помощью различных орудий и действий.
В целом, развитие орудийной среды, позволяет людям делать вещи с меньшими физическими, но с большими интеллектуальными усилиями. Но и на этом пути человек производит орудия – такие, что непосредственно расширяют возможности его психики. При этом, автоматизация рождается естественным путем, рано или поздно, и охватывает, на определенном этапе, области интеллектуальной деятельности человека.

Автоматизация и Рынок
Давайте подробнее рассмотрим, как автоматизация влияет на рынок. Как я упоминал уже, автоматизация одновременно ускоряет спрос (за счет снижения цен) и предложение (за счет увеличения скорости производства) данного продукта. Два аспекта складываются и ускоряют насыщение этим продуктом рынка. Очевидно, что насыщенность влечет за собой «призыв» к новому или улучшенному продукту. Бизнес, который первым ответит на призыв, начинает выигрывать в конкуренции здесь и сейчас. Постоянное увеличение производительности труда, как исходный фактор, постоянно же усиливает эту тенденцию, т. е., выход нового продукта и, следовательно, создание этого нового продукта все чаще становится средством конкуренции.
Одно из следствий расширяющийся автоматизации производства, заключается в том, что новые продукты и услуги на рынке играют все большую роль как таковые, исключительно в силу своей новизны. А бизнес, отвечающий на запрос новизны, становится, наоборот, особенно заинтересован в особой потребительской установке, а именно в стремлении к новым продуктам. Это означает, что идея просто «нового продукта», независимо от любых других свойств и особенностей, имеет тенденцию приобретать ценность по сравнению с идеей «старого доброго продукта». То есть, чем дальше, тем больше «поиск нового» становится доминирующей ценностью на рынке и, следовательно, имеет обратное влияние на производителя. Таким образом, цепочка причин и действий меняет направление, точнее – замыкается на себя: стремление потребителя к новому побуждает компании предлагать новое как можно чаще, что заставляет бизнес отказываться от прибыли, получаемой от текущих продуктов и услуг. Это, в свою очередь, подталкивает их к дальнейшему увеличению производительности и, следовательно, к развитию и распространению автоматизации. Так круг замыкается. Этого достаточно, чтобы сделать следующий вывод, но прежде чем предлагать его, я хочу указать на еще одно явление, поддерживающее предполагаемую тенденцию. Это кажется важным.
Мощная направленность на автоматизацию вызывает к жизни особую «рабочую силу», инженеров, создающих машины. Однажды явившись на сцену, они должны работать, и, таким образом, новые машины «обречены» появляться как самоценное явление, которое, в конечном итоге, ведет к появлению новых или улучшенных продуктов и услуг все быстрее и быстрее.
Суммируем: все рассматриваемые аспекты автоматизации представляют собой реальные силы, толкающие ее все дальше и дальше. Эти силы поддерживают друг друга и суммируются в мощную тенденцию – появление новых или улучшенных продуктов и услуг становится все более значимым средством конкуренции.
Теперь мы можем выполнить нашу логическую операцию над рассматриваемым процессом – устремить его в бесконечность. Что мы там находим? В бесконечности создание и, соответственно, предложение новых продуктов и услуг становятся единственным средством конкуренции.

Автоматизация и Идеи
Давайте посмотрим на автоматизацию с другой стороны. Мы видели, как она себя ускоряет и распространяет. В бесконечности она охватит все продукты и услуги, поскольку эти продукты и услуги включают в себя формализованные воспроизводимые аспекты. «Все» означает, что автоматизация также покрывает себя, «замыкается на себя», говоря философски.
Замыкание автоматизации на себя или «автоматизация автоматизации» выводит ее на новые уровни (компьютеризация, роботизация и т. д.), каждый из которых имеет свои особенности, но эти особенности не являются нашим предметом. Предметом является общая тенденция. И есть еще один примечательный аспект этой тенденции. Это все возрастающая роль и часть новых идей в новых продуктах и услугах.
Последнее вытекает из следующего. Мы можем рассматривать любой продукт как набор идей плюс рабочее время, использованное для его производства. Новый продукт, очевидно, означает новые идеи. Важно то, что рабочее время, необходимое для производства одного продукта, уменьшается по мере развития автоматизации. Вот почему роль производства новых идей становится все более и более важной, и в бесконечности становится единственной частью производства, осуществляемого людьми. Все остальное, из чего состоит данный продукт, будет сделано машинами. Мы можем переформулировать вышеприведенный вывод следующим образом: в бесконечности любое производство становится искусством. Или, другими словами, в бесконечности человеческой частью производства будет только творчество.

Творчество и Монополизация
Давайте пробежим по цепочке идей еще раз. Тенденция такова, что новые продукты появляются на рынке быстрее и быстрее. Это означает, что время, затрачиваемое на создание нового продукта, увеличивается по сравнению со временем его массового производства. Это означает, что роль и значение творчества возрастают по сравнению с ролью и значимостью рутинной работы. Что в бесконечности означает, что только творческая работа будет работой. Что влечет за собой определенные последствия.
С моей точки зрения, очень важным является следующее. Монополизировать что-либо , когда все рабочее время станет временем творчества, будет невозможно, потому что «труд» будет производить только новые вещи. Какие новые вещи? Все! Подряд: произведения искусства, изобретения, новые инструменты и материалы, новые машины, новые технологии, новые продукты и услуги ... плюс еще один элемент в списке, который кажется здесь очень естественным – новый бизнес. В экономике свободного времени идея нового бизнеса становится рутиной. В то же время этот процесс, сам по себе бесконечен.
Чтобы обосновать последнее, но не отклоняться слишком далеко от нашего предмета, отметим следующее простое соображение: когда две идеи встречаются, они порождают еще одну, третью. Это означает, что сфера идей в принципе не ограничена.
Теперь мы можем сделать следующий шаг – повернуть назад из бесконечности и взглянуть на нынешнюю ситуацию с этой точки зрения. Что мы видим? Фактически, ту же картину, которую мы видели раньше, но по-другому: мы безусловно видим, что «производство становится производством идей до некоторой степени», что влечет за собой «невозможность монополизировать до этой степени», …. если монополии не навязаны рынкам искусственно.
К сожалению, и мы должны сказать, против логики и, следовательно, против реальности, но это происходит. Я говорю об «Интеллектуальной собственности (ИС)». Неудивительно, что мы сталкиваемся с ИС в нашем поиске в этот момент. Это монополия и это касается идей. Мы вернемся к этому предмету позже. Сейчас я просто хочу отметить, что если бы не ИС, современная цивилизация могла бы излечиться от чумы монополий посредством естественного развития, только рыночными силами... при удержании конкуренции любыми средствами.
Последнее утверждение, похоже, противоречит первоначальным выводам нашего мысленного эксперимента. Однако вспомним: мы рассмотрели две фундаментальные и фундаментально разные тенденции. Две тенденции, толкающие цивилизацию

Творчество, автоматизация и пр.
Творчество – это способность видеть вещи по-другому. То есть увидеть что-то своими глазами и одновременно другой парой глаз, не моих, а другого. То есть я должен быть в состоянии выступать как другой для себя, чтобы быть творческим. С другой стороны, чтобы быть творческим, мне нужен странный собеседник, человек с совершенно другим взглядом на обсуждаемый предмет. Вот почему малая группа – это нормальное место для творчества.
Идея «другого» транслируется в странный, в моих глазах, набор ценностей. Вот откуда взялись взрывы и фонтаны ценностей за последнее столетие. Это происходит из-за возрастающей роли творчества во всех сферах общественной жизни, начиная с производства.
Последнее связано с производительностью, рост которой связан с автоматизацией и, как таковой, определяется рыночными силами. Таким образом, цепочка причин и действий замыкается на себя посредством творчества, диалога, самоопределения и культуры:
Конкуренция <=> Автоматизация <=> Творчество <=> Новый продукт <=> Странные ценности <=> Конфликт
Подводя итог: явления, на которые указал Библер, – это не набор случайных наблюдений, а демонстрация глубоких взаимосвязанных процессов, которые переживает западная цивилизация.
Еще одна трансляция формулы Библера означает, что человечество на протяжении последних ста лет формирует-рождает новый универсальный путь для понимания вещей, новую логику, новую основополагающую идею, новое мышление – диалогический разум – четвертый тип в цепи превращений разума западной цивилизации после (в терминах Библера): Античного эйдетического, Средневекового причащающего и Нововременного каузального.