Начиная проведение уроков природоведения в одном из 3-х классов Красноярской гимназии “Универс”, учитель (С.Ю. Курганов) располагал вролне определенной программой, разработанной А.Н. Юшковым (Юшков, 1996).
По замыслу этой программы, предметом обучения природоведению может стать общение младших школьников с живыми и неживыми существами природы (цветком, раковиной, камнем, каплей, горной породой, Землей, солнцем, водой, улиткой). В этом случае природоведение выступает как гуманитарная дисциплина.
Конечно, для полноценного общения с «кусочком» природы, для того, чтобы явление природы ребенку состоялось, нужны знания. Это - знания особого, диалогического типа (Библер, 1975 ). Общение с существами природы возможно на основе усвоения понятий-проблем, диалогических понятий. (Юшков, Курганов, 1996; Юшков, 1996, 1997, 2004).
Работа на уроках по природоведению с сентября по декабрь шла вполне “по программе учителя”. Диалогов в «точках удивления», в которых дети сталкивали между собой различные представления об одном и том же предмете, не возникало.
Дети работали с «кусочками природы», высказывали и письменно оформляли свои мнения о предлагаемых проблемах, выполняли коллективные и индивидуальные рисунки, словом, проходили все первоначальные подготовительные жанры учебного диалога, описанные выше.
Но достаточно неожиданно для нас, в декабре в руки ребят попала американская книга, в которой были подробно описаны самые различные физические опыты. Сначала небольшая группа ребят (5 человек) читала эту книгу, а затем предложила учителю не просто обсуждать “загадки природы”, но ставить физические опыты, причём эти опыты будут готовить сами ребята.
Следует отметить, что в 1 и 2 классе природоведением с этими ребятами занимался учитель В.В. Башев (ныне – канд. психол. наук, руководитель образовательного департамента Красноярского края), который ставил с детьми интересные опыты и обсуждал их. Это значит, что у детей была содержательная опора для проектирования нового этапа ученичества, и они могли свободно обратиться к преобразованию формы учебной работы: не обсуждать опыты, которые ставит учитель, а, как взрослые, самим проводить и обсуждать гораздо более сложные физические эксперименты.
Учитель рискнул и разрешил третьеклассникам учиться экспериментальной физике “по своей программе”. Эта работа проходила с середины декабря по февраль. Раз в неделю какая-то группа учащихся готовила опыт. Роль учителя была в том, чтобы освободить для демонстрации собственный стол, а затем - организовать обсуждение опыта.
Учитель никогда не знал заранее, будет ли вообще готов опыт (на тот случай, если у детей ничего не получится, учитель готовил урок по собственной программе, правда, ребята не подвели ни разу!). Учитель не знал, какой опыт готовят ребята, и какая сфера теоретического знания понадобится для интерпретации результатов опыта.
И ещё одно: опыты всегда были фокусами: рукотворным созданием “чудес”: извержения вулкана, висящей в воздухе иглы и пр. Так они задуманы автором книги, который хотел представить известные детям знания по физике как удивительные, парадоксальные, порождающие “чудеса”, т.е. явления, которые противоречат “обыденным меркам жизни”. С точки зрения автора книги, с удивления пред этими “чудесами” начинается интерес ребёнка к физике. Впрочем, автор приводит не только описание опытов, но и их научно-теоретическое объяснение. Возможно, интерес к «чудесам» подогревался острым желанием ребят вернуться (правда, на новым этапе) к тому содержанию работы на уроках природоведения, которые в первом и втором классе инициировал их любимый учитель (В.В. Башев).
- Войдите, чтобы оставлять комментарии