Рассказы Л.Н. Толстого «Прыжок », «Лев и собачка», «Акула» и «Косточка» всегда читались и обсуждались в начальной школе. Но представляют ли они интерес как материал изучения в ШДК ? Иными словами - являются ли детские рассказы Толстого полноценными художественными произведениями, которые можно поставить в один ряд с такими шедеврами, как сказки Пушкина., басни Крылова, стихотворения Лермонтова? Представляют ли детские рассказы Толстого неповторимый, загадочный, новый исток речи? Образуют они особый художественный мир? Имеют ли свое особенное, неповторимое строение? Сравнимы ли эти рассказы с «Кавказским пленником», «Казаками», «Войной и миром» по силе художественного воздействия на читателя? Или это все-таки «Толстой для маленьких», упрощенный, детский, слишком нравоучительный, слишком прямолинейный?
Всерьез читал и обсуждал детские рассказы Толстого Виктор Шкловский в жизнеописании Толстого. Но он не посвятил им отдельной статьи. Всерьез обсуждают детские рассказы Толстого А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов.
А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов выделяют инвариантную структуру группы детских рассказов Л. Н. Толстого «Котенок», «Девочка и грибы», «Акула», «Прыжок» и «Два товарища», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Бешеная собака», «Что случилось с Булькой в Пятигорске». (А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. Работы по поэтике выразительности. Статья шестая. Выразительная конструкция «Затемнение» и ее место в инвариантной структуре детских рассказов Л.Н. Толстого. М., 1996, с.113-136.)
Нетривиальный факт состоит в том, что первые пять рассказов «...обнаруживают существенное тематико-выразительное сходство и со взрослыми произведениями Толстого» (там же, с. 126.)
С героем «детского плана» (котенком, девочкой, двумя мальчиками, одним из двух товарищей, мальчиком) происходит следующее:
1. Мирная Жизнь: Герой беззаботно предается элементарным радостям жизни в контакте с природой или иными окружающими ребенка явлениями (прогулка в поле сбор грибов, купанье в море, игры на палубе).
2. Катастрофа: Он попадает в беду, связанную с кругом подобных же явлений (собака, нападающая на котенка; поезд, наезжающий на девочку; встреча с медведем в лесу; игра с обезьяной, завлекающей ребенка на опасную высоту).
3. Неадекватная Деятельность. Предпринимаются неудачные попытки справиться с бедой. (К спасению не ведут действия, кажущиеся целесообразными, но основанные на рассудочном понимании событий, паллиативные, неглубинные, следующие жестким условным правилам и исходящие из предварительного вычисления всех возможностей.) Преимущественно - это слова (крики «Назад!», обращенные к собакам; советы старшей сестры девочке, оказавшейся на рельсах; указания, делаемые пловцам с корабля, а затем спуск лодки).
4. Спасительная акция. Неудача вынуждает обратиться к правильным действиям. (В ситуации катастрофы обнаруживается, что к спасению ведут действия, кажущиеся нецелесообразными, но основанные на интуитивном постижении событий, соприкосновении с их глубинной сутью, открытии в себе ресурсов природных сил; действия, сообразующиеся с непредсказуемостью событий, имитирующие природу, полагающиеся на благость провидения, не останавливающиеся перед «спуском до нуля», т.е. перед полным отказом от наличных позиций и средств, обеспечивавших благополучие и безопасность). Это приводит к спасению (мальчик закрывает котенка своим телом от собак; девочка ложится под поезд; артиллерист стреляет из пушки в акулу, рискуя попасть в мальчика; человек, оказавшись под медведем, притворяется мертвым; отец, угрожая застрелить сына, заставляет его прыгнуть с мачты в воду.)
5. Возвращенный Покой: Герои, избавившись от беды, вновь обладают простыми радостями жизни и заново оценивают их (мальчик дома заботится о котенке; грибы собраны и сестры снова вместе; мальчики опять на корабле; два товарища вместе, в безопасности, располагают новым знанием о жизни; мальчик жив и снова на корабле).
В первых пяти рассказах Толстого, согласно А. Жолковскому и Ю. Щеглову, фигурируют 6 «архиперсонажей»: жертва, спаситель, жертва-спаситель, Носитель опасности, Зритель (лицо, находящееся в безопасной зоне и наблюдающее оттуда Катастрофу), Зритель-помощник(зритель, одновременно являющийся субъектом Неадекватной Деятельности).
Место действия делится на опасную и безопасную зоны. Это деление отсутствует на этапе Мирной Жизни, возникает на время Катастрофы, Неадекватной Деятельности и Спасительной Акции и снимается при переходе к Возвращенному покою.
Жертва находится рядом с носителем опасности и в отрыве от остальных персонажей, но на виду у них; зритель наблюдает из безопасной зоны; зритель-помощник пытается действовать, не переходя опасную зону; спаситель прорывается к жертве. (там же, с. 127-129)
Таким образом, с точки зрения современного литературоведения, рассказы Толстого, написанные для детей, представляют собой сложные драматические конструкции. В рассказах для детей Толстой ставит те же «вечные проблемы», которые характерны для его «взрослых» произведений.
Проследим, какие из этих проблем задевают современных второклассников.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии