Но все же, является ли религия феноменом культуры? И еще — возможна ли цивилизация без культуры?
Ответ. Вообще-то, отношения между религией и культурой, мне кажется, достаточно сложны.
Если совсем коротко: религия есть и один из феноменов и ферментов культуры, — прежде всего, преломленная и даже преображенная в образах искусства (храмы, иконопись, Великие книги...), в морали, в философии. Но это именно преображение. Пафос искусства, к примеру, не нейтрален, он обращает идеи религии в образы, внутренне неразделимые и изначальные в эстетическом освоении мира. Так же и с философией.
Когда Аквинат доказывает бытие Бога, это столь же феномен религии, сколько — философии, разума, философского изначального сомнения.
Но религия не только (и может быть, не столько) феномен культуры. Это та “точка духовности”, которая “снимает” (но и порождает в определенные эпохи) культурный пафос. Назовите это сверх-культурностью религии, или ее вне-культурностью; существенно, что в этом смысле религия насущна совсем вином плане, чем культура; есть особый феномен. Наконец, культура как особый тип отстраненной идеологии (системы идеей и ритуалов); это опять-таки нечто совсем иное. Но это действительно очень сложно. поэтому мне хотелось бы, с вашего разрешения, в специальном докладе о философии и религии поговорить об этом более ответственно.
Теперь о вопросе, возможна ли цивилизация без культуры и культура без цивилизации? На примере России мы видим, как сложно и “дополнительно” осуществляется эта связь... Думаю, однако, что в России, хотя цивилизация была недостаточна внутренне развита, но западная цивилизация каждый раз извне, “вчуже” участвовала в развитии нашей культуры. Кроме того, всегда “работали” и собственно российские основы цивилизации. Предполагаю все же, что без существования этих двух пластов как одновременных, их взаимопредполагания и взаимоотрицания культура и цивилизация невозможны.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии