В этой работе я хочу сформулировать исходную установку чтения и понимания книг М. М. Бахтина.
Такая установка существенна. Стоит занять, приступая к чтению Бахтина, не тот угол зрения, стоит ожидать от “Проблем поэтики Достоевского” или от “Творчества Франсуа Pабле”, скажем, — обычного литературоведческого анализа или даже— обычной “культурологии”, и сразу все обаяние этих книг, вся их сила бесследно исчезнут. Даже так: мы будем тогда читать не те книги, которые написал Бахтин.
Необходимая установка для “правильного” чтения книг Бахтина состоит, на мой взгляд, в следующем тезисе:
Смысл творческой жизни Бахтина может быть наиболее полно и точно определен так: открытие основ гуманитарного мышления, понятого в его действительной, онтологически значимой всеобщности.
Pеальное воплощение этого замысла — созданная в книгах М. М. Бахтина — поэтика культуры.
Pазвивая этот тезис, я буду исходить из предположения, что идеи Бахтина могут быть поняты по истине, если представить их как круги, расходящиеся из одного центра, одного года — 1929.
Круги эти расходятся и к году 1918 (году первых публикаций) и к году 1971 (последние опубликованные заметки), или— к 1975 году, году смерти.
Чтобы обосновать возможность и необходимость такого подхода, продумаем для начала своеобразие самого феномена “М. М. Бахтин” в культуре = XX = века, очертим основное начало мыслей Бахтина. Начало — и в смысле первоисточника, излучающего центра, и в смысле — образующего принципа всех его работ.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии