1.

Опубликовано smenchsik - ср, 12/28/2011 - 16:21

Цель риторики. — Условия, придающие речи характер убедительности. — Причины, возбуждающие доверие к оратору. — Определение страсти. — Три точки зре­ния, с которых следует рассматривать каждую из страстей.

Итак, вот те основания, исходя из которых сле­дует склонять к чему-нибудь или отвращать от чего-нибудь, хвалить и хулить, обвинять и оправдывать­ся, и вот представления и положения, которые спо­собствуют доказательности доводов, потому что по поводу их и с помощью их строятся энтимемы, как это можно сказать относительно каждого из родов речи в частности. Так как сама риторика существует для вынесения решения — ведь и в сове­щательных делах приходят к [определенному] реше­нию, и суд также выносит свое решение, поэтому необходимо не только заботиться о том, чтобы речь была доказательной и возбуждающей доверие, но также и показать себя человеком известного склада и настроить известным образом судью, потому что для убедительности речи весьма важно (особенно в речах совещательных, а затем и в судебных), чтобы оратор показался человеком известного склада и чтобы [слушатели] поняли, что он к ним относит­ся известным образом, а также чтобы и они бы­ли к нему расположены известным образом. Выка­зать себя человеком известного склада бывает для оратора полезнее в совещательных речах, а вызвать у слушателя известное отношение полезнее в речах судебных, потому что дело представляется неодина­ковым тому, кто находится под влиянием любви, и тому, кем руководит ненависть, тому, кто сердится, и тому, кто кротко настроен, но или совершенно различным, или различным по значению. Когда че­ловек с любовью относится к тому, над кем он тво­рит суд, ему кажется, что тот или совсем не виновен, или мало виновен; если же он его ненавидит, [тогда ему кажется] наоборот: и когда человек стремится к чему-нибудь или надеется на что-нибудь, что для него должно быть приятно, ему кажется, что это будет и будет хорошо, а человеку равнодушному и недовольному [кажется] наоборот.
Есть три причины, возбуждающие доверие к го­ворящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, — это разум, добродетель и благорасположение; люди ошибаются в том, что говорят или советуют, или по всем этим причинам в совокупности, или по одной из них в отдельности, а именно: они или неверно рассуждают ввиду своего неразумия, или же, верно рассуждая, они вследствие своей нравственной не­годности говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны, но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и знаешь, [в чем он состоит]. Кроме этих [трех причин], нет никаких других. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми эти­ми качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. [Чтобы увидеть], отчего люди могут ка­заться разумными и нравственно хорошими, нужно обратиться к трактату о добродетелях1, потому что одним и тем же способом можно сделать человеком известного склада как себя, так и другого человека; о благорасположении же и дружбе следует сказать в трактате о страстях2. Страсти — все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем со­пряжено чувство удовольствия или неудовольствия, как, например, гнев, сострадание, страх и все этим подобные и противоположные им [чувства]. Каж­дую из них следует рассмотреть с трех точек зре­ния, например, гнев: в каком состоянии люди бывают сердиты, на кого они обыкновенно сердятся, за что. Если бы мы выяснили один или два из этих пунктов, но не все, мы были бы не в состоянии возбудить гнев; точно то же [можно сказать] и от­носительно других [страстей]. Как по отношению к вышеизложенному мы наметили общие принципы, так мы сделаем и здесь и рассмотрим [страсти] вышеуказанным способом.
____________
1 ...нужно обратиться к трактату о добродетелях...Риторика 1. 9.

2 ...о... дружбе следует сказать в трактате о страстях. — Имеется в виду данная книга «Рито­рики».