[Топы, устанавливающие условия правильности построения определений (окончание)]
Далее, если соединение одного с другим назвать целым, как, например, соединение души с телом — живым существом, то прежде всего следует смотреть, не обстоит ли дело так, что не сказано, какое это соединение, например если, определяя плоть или кости, утверждали бы, что они соединение огня, земли и воздуха. Ибо недостаточно сказать, что они соединение, но нужно еще уточнить, какое это соединение.
Ведь плоть возникает не при любом соединении этих элементов, а когда они соединены таким-то определенным образом, кости же — таким-то. И вообще, по-видимому, ни одно из них не тождественно соединению, ведь всякому соединению противоположно разложение, но ни одному из них ничего не противоположно.
Кроме того, если одинаково вероятно, что все составное есть соединение или никакое составное не есть соединение, каждое же живое существо, будучи составным, не есть соединение, то и все прочее составное не будет соединением.
Далее, если чему-то по природе присущи противоположности, а определяют его через одну из них, то ясно, что определение его не дано. Иначе окажется, что у одного и того же много определении. На самом деле, почему более [правильно] указывает тот, кто определяет через одну противоположность, чем тот, кто определяет через другую, поскольку обе одинаково возникают в нем естественным образом? Именно таково определение души, если она сущность, способна овладевать знаниями, ведь она в равной мере подвержена и неведению.
Если нет доводов против всего определения в целом, потому что целое неизвестно, то надо найти доводы против какой-то части, если она известна и если кажется, что она дана не надлежащим образом. Ведь если часть опровергнута, то опровергнуто и все определение. Неясные определения следует рассматривать таким образом, чтобы [вместе с отвечающим] исправить их и привести их в связь с чем-то ясным, дабы иметь доводы против них. Ведь отвечающему необходимо в таком случае либо признать принятое вопрошающим, либо самому объяснить, что же в конце концов то, что выражено определением. Далее, подобно тому как в экклесип обычно предлагают на утверждение [новый] закон и отменяют прежний, если тот, который предлагают, лучше, точно так же следует поступать с определениями и самому предлагать другое определение. Ибо если кажется, что оно лучше и в большей мере выявляет определяемое, то ясно, что [ранее] положенное будет оспорено, так как для одного и того же нет больше одного определения.
Для всех же определений особенно важно положение о том, что следует точно определять для себя обсуждаемое или вновь принимать определение, указанное надлежащим образом. Ибо необходимо, как бы разглядывая образец, усматривать в определении [собеседника] упущения и излишне добавленное, чтобы иметь больше доводов против него.
Итак, о [топах], касающихся определений, сказано достаточно.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии