27. Психологический возраст и кризис

Опубликовано smenchsik - пт, 11/30/2012 - 16:19

3. Чрезвычайно важной для нашей психологии является сосредоточенность на интеллектуальной жизни ребенка. Личностные особенности, взаимоотношения ребенка, его мотивации важны для школьной психологии постольку, поскольку они вовлечены в его мышление и сознание, преобразуются ими, хотя и не снимаясь полностью, но оставаясь важной внемыслительной закраиной духовной жизни ребенка. Подобно тому, как деятельность педагога не посягает на внешкольную, частную жизнь ребенка, но соотносится с ней косвенно, через ее вовлеченность в его (ребенка) духовную жизнь, школьная психология имеет дело с сублимированной, преобразованной мышлением психикой, изучая личность ребенка не прямо, а опосредованно, через его "учебные произведения" в первую очередь, в которых ребенок-автор и другой ребенок — читатель создает образ себя, свою психологию, а не просто выражает то, что уже налично до создания этих произведений. Подобный подход реализован в "Психологии искусства" Л.С. Выготским, но к школьной психологии, насколько мне известно, никем не применялся.
С этой точки зрения важно по-новому проанализировать возрастные кризисы. В психологии обычно возрастные кризисы рассматриваются, главным образом, в связи с проблемами мотивации и взаимоотношений ребенка. В контексте психологии образования важен другой подход к кризисам. Необходимо рассмотреть их как проявления смены ведущих, доминирующих способов понимания, рождения новой для ребенка (еще одной) культуры мышления. Кризис углубляется и становится еще более драматичным потому, что эта новая культура не просто сменяет предыдущую (тогда кризис этой сменой преодолевался бы), но сосуществует с ней как еще один голос в диалоге.
Школа диалога культур. Основы программы., Приложение Г. И.Е. Берлянд

__________
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития - кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.
Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.
Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность