После того как о душе самой по себе уже подробно изложено, а именно о способностях (περί τών δυνάμεων) каждой (души) согласно ее частям, следует внимательно рассмотреть то, что касается живых существ и вообще всех наделенных жизнью, то есть (выяснить) какие действия (πράξεις) свойственны им по отдельности (ΐδιαι) и какие у них общие (κοιναί). Итак, то, что сказано о душе, пусть послужит нам основанием, об остальном же давайте будем рассуждать, и в первую очередь о началах.
Кажется, что большинство (состояний), и те, что общие (τά κοινά) (для всех живых существ), и те, что свойственны каждому живому существу в отдельности (τάΐδια), относятся как к душе, так и к телу, например способность воспринимать (αΐσθησις) и память (μνήμη), а также желание (θυμός), влечение (επιθυμία) и вообще всякое стремление (όρεξις), и, помимо всего прочего, (способность) испытывать удовольствие (ηδονή) и страдание (λύπη). Ведь это присуще почти всем живым существам. Кроме того, что‑то как общее присуще всему тому, что причастно жизни, а что‑то (есть) лишь у некоторых из живых существ. Кажется, что основные из этих (состояний) составляют четыре пары, а именно бодрствование и сон (έγρήγορσις καΐ ύπνος), молодость и старость (νεότης και γήρας), вдох и выдох (αναπνοή και εκπνοή), жизнь и смерть (ζωή και θάνατος). Их‑то и следует рассмотреть, то есть что каждое из них такое и в силу каких причин возникает. Ибо дело физика распознавать первые причины как здоровья, так и болезни. Ведь ни здоровье, ни болезнь не могут возникать у того, что лишено жизни. Поэтому‑то не чужды рассуждениям о природе и большинство врачей, которые мудро следуют своему искусству, ведь одни видят своей целью (только) то, что касается врачебного дела, а другие, (занимаясь врачебным искусством), исходят из того, что касается природы.
Итак, ясно, что все, о чем сказано, является общим как для души, так и для тела. Ведь все происходит либо вместе с чувственным восприятием, либо посредством чувственного восприятия, а кое‑что, с одной стороны, оказывается его (т. е. чувственного восприятия) преходящими состояниями (τά πάθη), с другой же — постоянными (έξεις), что‑то–средством защиты и самосохранения, а что‑то–гибелью и лишением. А что чувственное восприятие возникает в душе посредством тела, ясно и без лишних рассуждений. Что же касается чувственного восприятия (περί αίσθήσεως) и того, как оно происходит (τοϋ αίσθάνεσθαι), что оно такое и благодаря чему возникает у живых существ это претерпевание (τοϋτο τό πάθος), уже сказано в сочинении О душе.
У живых существ, поскольку каждое из них живое, обязательно должна быть способность чувственного восприятия. Ибо именно таким образом мы различаем одно как живое, другое как неживое. И каждому в отдельности (живому существу) обязательно сопутствует осязание и вкус, причем осязание (сопутствует) по причине, указанной в сочинении О душе, а вкус — через употребление пищи, ибо с его помощью (живое существо) различает приятное и неприятное в отношении пищи, так чтобы одного избегать, а к другому стремиться, да и вообще, вкусовое ощущение испытывает тот, кто принимает пищу (ό χυμός έστι τοϋ θρεπτικού πάθος). А чувственные восприятия, возникающие под внешним воздействием благодаря тому, что может вызывать их, такие как обоняние, слух и зрение, присущи всем: одним, кто ими обладает, в интересах самосохранения, чтобы они преследовали добычу, предчувствуя ее заранее, и избегали всего дурного и грозящего гибелью, а другим, у которых есть разумное начало, в интересах блага, ибо они сообщают о многочисленных различиях, из которых рождается понимание (φρόνησις) как умопостигаемого (τών νοητών), так и действий (τών πρακτών).
Из этих вышеперечисленных способностей зрение само по себе является более важным для жизни, а для ума привходящим образом (κατά συμβεβηκός) (более важным является) слух, ведь способность зрения (ή τής όψεως δυναμις) сообщает о разного рода многочисленных различиях в силу того, что всем телам присущ какой‑то цвет, так что благодаря этой способности (можно) лучше всего воспринимать общее (τά κοινά), я имею в виду размер, очертание, движение, количество, а способность слышать (сообщает) лишь о различиях шума, правда, некоторым (сообщает) также и (о различиях) звука. Ведь речь является источником знания, потому что ее можно услышать, то есть не сама по себе, а привходящим образом, ибо она складывается из (отдельных) слов, каждое из которых есть символ. Поэтому слепые более разумны, чем немые и глухие, от рождения лишенные одного или другого чувственного восприятия.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии