7.

Опубликовано smenchsik - пн, 06/03/2013 - 12:48

Относительно голоса следует рассмотреть, в силу каких причин одни животные имеют низкий голос, другие – высокий, третьи – благозвучный и равно отстоящий от обеих крайностей; далее, у одних голос – сильный, у других – слабый; а также их различия друг от друга в отношении гладкости и шероховатости, легкой или трудной подвижности. И вот причиной высоты и низкости голоса следует считать ту же самую, которая производит переход из молодого,возраста в старший, ибо у всех животных молодые кричат более высоким голосом; только у быков телята – более низким. То же различие существует между самцами и самками: во всех прочих родах самки издают более высокие звуки, чем самцы, и больше всего это различие заметно у людей (эту способность природа дала им в высшей степени потому, что они одни из всех животных обладают речью, а голос – есть материя речи); только у быков – наоборот: коровы мычат ниже. Ради чего животные имеют голос и что такое голос и вообще звук – об этом сказано в книгах "Об ощущении" и "О душе". Так как низкое звучание состоит в медленности движения,- а высокое – в его скорости, то может возникнуть некоторое сомнение, что именно служит причиной медленности и скорости: движущее или движимое. Некоторые говорят, что "многие" движения – медленнее, а "немногие" – быстрее и это считают причиной, с одной стороны, низкого голоса, с другой – высокого; до известной степени это правильно, в целом же – неправильно. В отношении рода правильным кажется утверждение, что низкое звучание связано с известной величиной движимого. Но, если это так, то нелегко издавать звук малый и низкий, а также большой и высокий, и низкий голос окажется более {787а} благородным по природе, и в мелодиях низкий тон окажется лучше совместных тонов, так как лучшее заключается в превосходстве, а низкость тона есть известного рода превосходство. Но, так как низкий и высокий голос – не то, что большой и малый (ведь есть животные с высоким и большим голосом, другие – с малым и низким; то же относится и к средним между ними), то чем же другим будут, различаться они (я разумею большой и малый голос), как не большей или меньшей величиной движимого? Следовательно, если различие между высоким и низким будет такое, какое указано выше, то выйдет, что низкий голос и большой будет одно и то же, так же, как высокий и малый, – а это ложно. Причина заключается в том, что "большое" и "малое" и большое количество и небольшое говорится один раз просто, другой – относительно. Большой голос значит просто, что движимое находится в большом количестве, малый – в небольшом, а низкий и высокий имеют то же различие, но по отношению друг к другу.
Итак, если движимое превышает силу двигателя, то юно необходимо должно двигаться медленно; если же наоборот, – скоро. Обладающее значительной силой иногда, двигая своей силой большое количество, сообщает ему медленное движение; другой раз, вследствие превосходства, – скорое. Соответственно этому, одни слабые двигатели, приводя в движение количество, превышающее их силу, сообщают ему медленное движение; другие своей слабой силой сообщают небольшому количеству скорое движение. Таковы причины указанных противоположностей, а именно: не все молодые животные, не все животные старшего возраста, так же как не все самцы и самки имеют или высокий или низкий голос; далее, высокие голоса бывают и у больных, и у здоровых, и кроме того, под старость голос становится более высоким, хотя возраст этот противоположен молодости. Большинство более молодых животных и самки вследствие отсутствие силы приводят в движение небольшое количество воздуха, а потому – высокоголосы, так как немного воздуха быстро переносится, а для голоса скорое есть высокое. Телята же и коровы, одни – вследствие возраста, другие – по женской природе, имеют ту часть, которой приводят в движение воздух, не особенно сильную и, сообщая движение большому количеству, издают {787b} низкие звуки: ведь низкое есть медленно несущееся, а. много воздуха переносится медленно. Одни приводят в движение много воздуха, тогда как другие – немного, вследствие того, что сосуд, из которого несется дыхание, у одних имеет большие размеры и принужден поэтому двигать большое количество воздуха, у других же умеренной величины. С возрастом часть, производящая движение, у каждого из них становится сильнее, так что происходит перемена в обратную сторону, и высокоголосые получают более низкий голос, а низкоголосые – более высокий; поэтому у быков – более высокий голос, чем у телят и коров. У всех сила заключается в нервах, – поэтому животные в расцвете – сильнее, так как молодые менее расчленены и имеют меньше нервов; кроме того, у молодых упругость еще не достаточна, а у старых она уже ослабела: поэтому и те, и другие – слабы и неспособны к сильному движению. Наибольшим количеством нервов обладают быки и, в частности, их сердце, – поэтому они имеют часть, приводящую в движение дыхание, упругую, как натянутая струна. Что у быков природа сердца такова, доказывает: возникновение кости в некоторых сердцах, а кость близка по природе к нервам. Все оскопленные изменяют свою природу в женскую и, вследствие ослабления нервной силы в начальной части, издают звуки, подобные женским. Ослабление же происходит так же, как и в струне, которую делают натянутой путем привешивания тяжести, как поступают ткущие на станках: ведь и они натягивают основу, прикрепляя камушки, которые называют "левыми".
Таким же образом яички подвешены к семенным протокам, а они от вены, берущей начало в сердце, идут к той самой части, которая производит голос. Поэтому, при изменении семенных протоков в том возрасте, когда они становятся способными выделять семя, меняется вместе и эта часть, а при ее изменении изменяется и голос; в большей степени это происходит у самцов, менее заметно – у самок, и появляется то, {788a} что некоторые называют козлогласием, когда ломаемся голос; затем уже, в последующем возрасте, устанавливается низкий или высокий голос. Когда же удаляются яички, ослабляется натяжение протоков, так же как струны и основы после удаления тяжести, а при таком ослаблении в той же пропорции ослабляется и начала движения голоса. По этой именно причине у оскопленных и голос, и весь вид переходит в женский, и именно потому, что начало, из которого исходит напряжение всего тела, ослабляется, а отнюдь не потому, что яички – как предполагают некоторые – представляют собой узел многих начал. Малые изменения становятся причинами больших не сами по себе, а когда вместе с ними происходит изменение начала: ведь начала, будучи малыми по величине, велики по силе, ибо быть началом значит быть самому причиной многого и другой высшей причины не иметь. Природному устройству, по которому одни животные имеют низкие, другие – высокие голоса, содействует теплый или холодный климат местности, ибо теплое дыхание вследствие густоты производит низкий звук, а холодное вследствие тонкости – наоборот. Это заметно и при игре на флейте: те, которые пользуются более теплым дыханием и испускают его, как бы стеная,162 сообщают флейте более низкий звук. Причина хриплости голоса, как и гладкости и вообще всякой неровности, сводится к тому, что та часть и тот инструмент, через который идет голос, – или шероховат, или гладок и вообще ровен, или неровен. Это становится ясным, когда в дыхательном горле содержится какая-нибудь влажность или от какого-нибудь страдания появляется шероховатость: тогда голос становится неровным. А гибкость голоса зависит от инструмента, его мягкости и твердости: мягкий инструмент может издавать и малый, и большой звук, а следовательно, и высокий, и низкий; так как он легко Делается большим и малым, то легко управляется дыханием; твердый же инструмент не поддается управлению. Итак, то, что не было определено в прежних' книгах: "Об ощущении" и "О душе", – теперь {788b} сказано.
____________
162 Буквально — «издавая «ай».