Библер напоминает (вслед за Лейбницем, Флоренским и другими), что элементарный шаг в логическом движении есть противоречие закона достаточного основания (требующего А = В) и закона тождества (требующего А = А). Словами: А может быть тождественно равно только А, но тогда оно не обосновано. Чтобы быть обоснованным А должно предполагать некоторое не-А, В, но эти не могут быть тождественны. Основания логики могут не заострять свое внимание на этом противоречии и переопределять свой предмет так, чтобы противоречие снять:
Античный или эйдетический способ)
Внутренняя форма вещи есть ее вечная самотождественность, так что в каждом изменении и проявлении вещи ее эйдос А остается А (А = А), в то время как видимость вещи меняется, превращаясь в возможные В (А является через В, А = В). Ум-нус должен отдельно усмотреть вещь как самотождественную в определении, истинном через самое себя и тогда он может отдельно исследовать превращения этой вещи.
Средневековый или причащающий способ)
Божий промысел конституирует самотождественость вещи, так что в каждом ее изменении цель ее творения А остается А (А = А), в то время как сама вещь движется и меняется, превращаясь во всевозможные В (В служит средством А, А = В). Ум-интеллект предполагает наличие цели у этой вещи, которую можно отдельно познавать как ее служение, не принадлежащую ей средственность.
Нововременной или познавательный способ)
Единство знаемого и незнаемого вещи есть ее полнота и, таким образом, самотождественность (А = А). Переведение незнаемого в знаемое есть, следовательно, основание для обнаружения все новых В вещи (А познается как В, А = В). Поскольку основанием выступает бесконечный процесс познания, исходное определение (в меру знаемости А) становится неважным и может работать в форме условно-формальной аксиомы.
Современный или диалогический способ)
Не есть избегание противоречия логического начала, но принятие его как логичного, то есть, необходимого, нормального. Самотождественность вещи есть ее “изначальность”. А = А и А = В принимаются как два требования, которые должны удовлетворяться одновременно, должны быть совмещены. Это значит, что логика (понятие) требует обоснование себя бытием (А = В), которое при этом одновременно должно быть представлено логически (понятийно) и тогда неизбежно — через иную логику (понятие), например, эйдетически, причастно, гносеологически или как-то иначе. Это достигается-требует, предполагает формулировку в форме парадокса, которая обнаруживается в “замыкании понятия на себя”, то есть, применении к себе как предмету. Это неизбежно и логично, поскольку предмет как бытийствующий, представлен “иным понятием”.
Парадокс начала, именно в силу своего логического положения, не остается в начале, поскольку он неразрешим, но воспроизводится на каждом шагу логического движения, превращаясь, таким образом, в парадокс логики, мысли, и далее — человеческой деятельности и, вообще — человеческого бытия во всех его отдельных явлениях, ”в каждом атоме” (Бахтин).
- Войдите, чтобы оставлять комментарии