Предметно-точечное устройство сознания
Рассмотрим, что происходит в мгновение единичного действия? Субъект раздвоен, почему он собственно и есть субъект, что прежде всего устраивается двумя ликами предмета.
То, на что смотрит субъект, фактически, прошлое состояние предмета, то, чем он был только что, то состояние, из которого я его вывожу, перевожу в следующее. Предмет в настоящем как бы не существует, он становится (в будущее) и остается (в прошлом). Другими словами, предмет как ЭТОТ для субъекта есть некоторое единство своего прошлого и будущего.
Отметим также, что предметность мгновения — это дву-предметность в том смысле, что этот предмет отделяется от остального вещного мира. То есть в мгновении действия конкретизируется предмет, его граница с миром и остальной мир постольку, поскольку он соприкасается с и, одновременно отделяется от предмета.
Орудие и действие
Орудие сейчас — такое. Оно не должно меняться, наоборот, оно утверждается как то, чем субъект превращает предмет. То есть, если предмет представлен своим прошлым и будущим, орудие — бескомпромиссно настояще. Орудие сообщает субъекту, что предмет все еще этот.
А действие? Действие обладает тремя временными характеристиками. Поскольку, оно привязано к орудию, постольку оно есть ТАКОЕ, и постольку действие — настояще. Вместе с тем, действие идет за предметом из прошлого в будущее. То есть и на конце субъекта мы имеем три временные характеристики: прошлое и будущее положение субъектного конца орудия, настоящесть-одновременность этих положений.
Однако, субъект также удерживает в этих трех координатах и предметный конец орудия и сам предмет. Таким образом, в точке действия сознание (то, что мы пока условно называем "сознанием") устроено четырьмя отдельными предметами: два состояния предмета действия, орудие, одновременно находящееся в двух положениях, и тело субъекта, в первую очередь — руки, затем глаза, уши и все остальное, которое тоже находится одновременно в двух положениях.
Все это пока — как бы для наблюдателя. Теперь нужно понять что происходит-есть в точке действия именно с субъектом, который простодушно лупит камнем по камню?
Субъектно-точечное устройство сознания
Субъект в точке действия оставляет предмет в прошлом и переводит его в будущее. При этом, он обнаруживает волю, внимание, память и воображение. Причем, каждое из этих психических-психологических, скажем так, пред-определений сознания, опредмечивается многократно: во-первых и во-вторых, на стороне субъекта и предмета, в третьих и четвертых в организации действия и восприятии результата. При этом все стороны предметной определенности жестко связаны: а именно, перевод предмета из прошлого в будущее совпадает с движением предметного конца орудия, которое совпадает с движением субъектного конца орудия, которое совпадает с телесным движением субъекта и все эти движения во-первых, организуются, во-вторых, воспринимаются субъектом.
Память и воображение
Причем, два состояния предмета и, прилегающего к нему мира задают память и воображение, которые в той же самой мере опредмечиваются в разных одновременных движениях двух концов орудия (и прилегающего мира) и движениях тела (и прилегающего мира).
Внимание
Внимание требуется и возникает как некоторое единство памяти и воображения. Внимает субъект сейчас! Но сейчас чисто предметно — это только переход из прошлого в будущее состояние предмета, а это, вслед, есть переход из прошлого в будущее положение двух разных концов орудия и собственного тела и прилегающего мира.
Ощущения, восприятия, представления
Отметим попутно, что вся эта многомерная предметность полагает, содержательно организует, пробуждает необходимые ощущения, восприятия, представления. Существенно то, что это все — ”знаемые”, в смысле — предметно устроены, субъектом ощущения, восприятия, представления и именно в силу своей знаемости являются таковыми.
При этом (почему?): “Его (человека) глаз, его ухо и т.д. самоустремлены: каждая из его сущностных сил обладает в нем свойством самоустремленности... Не человеческая природа обладает качеством самосознания, а наоборот, самосознание есть качество человеческой природы, человеческого глаза и т.д.” (Маркс)
Воля и ответственность
Наконец, предметное устройство воли это единство предмета действия и цели. Единство исходного предмета и конечной цели задает все, что происходит с предметом, орудием и субъектом от начала и до конца. При этом единство настоящего предмета и внешней цели — это то, что должно происходить с предметом и субъектом здесь и сейчас. То есть по отношению к единичному действию воля и внимание совпадают. Понятно, что единство исходного предмета и конечной цели полагает память и воображение совершенно иначе, чем в отдельном действии.
”Воля и разум возникли именно в представлении моей нетождественности с тем орудием, которым я действую, и с тем действием, которое я осуществляю.” (Библер, с. 75)
Восприятие пространства и времени
Страдание и страсть
Отметим также, что те же четыре предмета устраивают чувства субъекта, организуют и усиливают с каждым движением его страдание и страсть. И то, и другое — двунаправлено: на утверждаемые предмет, субъект и мир и безвозвратно разрушаемые (при превращении) предмет, субъект и мир. Враждебность предмета, которую я преодолеваю рождает двойное чувство ненависти сопротивлению-радости преодоления, что только возможно если действие осмысляется (в идее универсальности) и определяется по отношению к идеалу. Получается, что сознание принципиально устраивается радостью-утверждением-вестью-речью-мышлением-общением-ответственностью.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии