3.7. Трагедия физического эксперимента

Опубликовано mr-test - пт, 12/26/2008 - 01:27

Интерес представляет одна особенность письменной речи третьеклассников, оформляющих свои впечатления о естественно - научных явлениях в сказочной форме.
Когда младшие школьники, работая с «кусочком природы» по программе А.Н. Юшкова, пишут научные рассказы или сказки о мире аквариума или кусочка коры, они относятся к этому миру как к своеобразному «заповеднику» (Юшков, 2004).
В этом заповеднике нельзя ничего трогать. Его можно изучать (например, с помощью микроскопа), то есть наблюдать и записывать свои впечатления в виде научного рассказа. Его можно оживлять в сказке. Например, можно уменьшиться и начать интересное путешествие внутри кусочка природы. И услышать, как между собой разговаривают гриб - чага и древесная кора. Или - как трудно бедному мелу жить в толще земли. Такие рассказы и сказки охотно писали в первом полугодии и Дима Кирилюк, и Миша Злотников.
Однако во втором полугодии дети по собственной инициативе перешли к более “взрослой” форме ученичества: самостоятельной постановке физических экспериментов с природными объектами. И сразу же столкнулись с диалогической ситуацией нововременного познания, с очень глубокой “точкой удивления”.
Эксперимент с явлением природы не позволяет сохранить отношение к «кусочку природы» как к заповеднику. Ставя физический, химический или биологический опыт, мы разрушаем «кусочек природы». Уже в научном рассказе дети начинают выявлять это трагическое напряжение. Их рассказы внутренне диалогичны. Они пишут, что капля не хотела лезть с кисточки, лак не мог капнуть, капля не стала поддаваться и т. д.
В понимании любого явления природы диалогически сопрягаются две позиции: предмет, который мы изучаем - «кусочек природы», живое или неживое существо. Вместе с тем это – предмет научного эксперимента, в ходе которого наш кусочек природы» может быть до неузнаваемости изменен.
Переход от культивируемого в начальной школе эстетически-созерцательного отношения к природному явлению - к экспериментальным наукам: физике, химии, биологии, которые преподаются в подростковой школе, - это не столь простой шаг для ребенка.
Создается впечатление, что ребята интуитивно почувствовали, что природа вещей как бы сопротивляется экспериментам. Капля стремится сохранить самотождественность, «не хочет» превращаться в тряпку. Красивый, яркий эффект эксперимента достигается ценой необратимых изменений отдельных существ природы - капель. Такая получается «гамлетовская» проблема: можно познать мир Эльсинора, лишь разрушив его...
Сказка о великанах, разрушающих гармоничный мир живых капелек, чрезвычайно остро выявляет для ребят исходную трагедию нововременного познания. Как теперь работать с этой особенностью - важный педагогический вопрос. Заметим, что мир бесконечных периодических дробей в сказке Иры Вопиловой обустроен более гармонично и более напоминает заповедник, где живет тождественное себе математическое понятие. И никто не может его разрушить. Однако сохранится ли гармония в этом заповеднике, если в нем обнаружится существование иррационального числа?
Сомнения в возможности узнавать новое в ходе физических экспериментов с целостными явлениями природы, высказанные в сочинениях третьеклассников, заставляют задуматься над построением гуманитарно ориентированного подросткового учебного предмета «Физика», в котором будет возможно обсуждать различные походы к изучению природы, а не просто присваивать новововременной подход, чреватый трагическими проблемами.