4.1.“Мы пишем “плюс” и “минус”. Мы выходим к доске…”

Опубликовано mr-test - пт, 12/26/2008 - 01:29

На уроке математики В.Ф. Литовский спрашивает у пятиклассников:
У.Чем мы занимаемся на уроках математики?
Парадигма значений “занятия на уроках математики” парадоксальна. По ней видно, что представления пятиклассников о своих учебных способностях и занятиях на уроках могут очень сильно не совпадать с нормами, прописанными в учебных программах.
Д. Считаем.
Артур. Решаем задачи.
Д. Пишем.
Д. Умножаем, делим.
Д. Пишем “плюс” и “минус”.
Д. Вычитаем, складываем.
Юра. Выходим к доске.
Д. Учимся.
Катя. Решаем примеры, считаем в уме.
Замечательно, что для младших подростков традиционной школы походы к доске, сложение и вычитание чисел и написание знаков “+” и “-“ существуют рядоположено, как равноважные математические процедуры.
Пятиклассники обычной школы не выделяют предмет обучения математики. Ритуал выхода к доске и написание математических знаков склеены в сознаниии младших подростков. Не разделено содержание обучения и его формы.
Фактически единственный предмет традиционного обучения математики в начальной школе- счет в детских репликах представлен слабо.
Вместе с тем, задача сосчитывания одинаковых предметов весьма актуальна для взрослого человека.
Во-первых, она возникает при пересчитывании очень большого числа предметов. Так возникает действие умножения, системы счисления, многоразрядное число. Эта задача укоренена в Развивающем обучении математике (Давыдов, 1962), в традиционной школе она маловыразительна.
Во-вторых, взрослым часто приходится пересчитывать предметы с разными основаниями счета, когда в задачу входит комплектование различных совокупностей.
Например, потребителю нужно быстро выдать со склада 5 банок оранжевой краски объемом по 10л, 6 банок синей краски объемом по 5 л и 10 банок белой краски объемом по 15л. Заранее неизвестно, есть ли на складе нужное количество банок (это тоже необходимо установить).
В этой задаче порождается фигурное число, позволяющее упорядочить разные предметные совокупности, чтобы быстро производить пересчет. Вообще говоря, задачу на сосчитывание предметов следует ставить не так: “Сосчитай, сколько мячиков на картинке”, а, скажем, так: “Принеси из вон той комнаты 3 кошки, если они там есть, 2 щенка, если они там есть, и 4 летучих мыши, если они там есть”.
Поиск нужных предметов, видимо, входит в состав действия счета, равно как и приведение в порядок всех сосчитываемых предметов (выделение одинаковых, сосредоточение их в обозримых фигурных совокупностях – действия, связанные с идеей амбара, склада).
Интересно сравнить диалог учителя с пятиклассниками в традиционной школе и в Школе диалога культур.
Приступая к работе в пятом классе ШДК (гимназия «ОЧАГ» г. Харькова, 2000-2001 уч.г.), учительница русского языка и литературы Е.Г. Донская провела такой диалог с ребятами (Донская, Курганов, 2001)
У. (Е. Г. Донская) Давайте вспомним, что вы делали на уроках чтения в третьем классе, с Сергеем Юрьевичем.
Сережа Переверзев. Изучали сказки Пушкина
Рома Колесников. Обсуждали, находили секреты...
Андрей Хаит. Пытались понять сами, то есть отвечали не на вопросы учителя, а на наши вопросы.
Сережа Переверзев (хитро улыбаясь) Занимались тем, чем сейчас занимаемся.
У. ?!
Сережа. Рассуждали о том, как рассуждали. А тогда рассуждали о том, как рассуждаем о какой-нибудь книге.
Настя Симагина. Мы узнавали биографии писателей.
Денис Шаталюк. Мы фантазировали. Сочиняли сами.
Антон Черных. И переделывали. Например, сказки Андерсена в пьесы. Мифы - в трагедии.
Володя Марченко. Мы много рисовали. Мы на доске рисовали свои мысли.
Андрей Хаит. Мне очень бы хотелось, чтобы мы на литературе читали разные произведения и обсуждали их, как делали раньше.
Настя Симагина. И чтобы мы много рисовали.
Хотя пятиклассники Школы диалога культур на первом диалоге по русской литературе дали гораздо более развернутое описание своего ученичества в начальной школе, чем пятиклассники обычной школы на первом диалоге по математике, эти диалоги типологически тождественны.
Подростковая школа должна сбыться не только в учебном произведении, не только в событии письменной речи, но и в реальном, повседневном, «рутинном» общении нового учителя и класса.
При этом происходит обобщение и амплифицирование образа своего начального образования - в ходе предъявления себя - младшего школьника- подростковому учителю. «Мы не натуральные пятиклассники, не чистые доски - мы активные носители и защитники традиций нашего начального образования.
Это наш «дом бытия», и в подростковую школу, в новое пространство, мы берем его с собой, точнее, строим заново - обобщенный, позитивный, радостный, неснимаемый. Мы хотим учиться так».
«Натурально», «естественно» традиции начального обучения в условиях новой, подростковой жизни не «припоминаются».
Сам процесс припоминания есть поддержанная новым взрослым учебная инициатива пятиклассников. Они защищают свое детство и вместе с тем оформляют его обобщенный идеализированный образ. Это - специальная учебная процедура.
Это содержание учебной деятельности в первые дни пятого класса. Это норма начала общения нового учителя с подростковым классом.
«Припоминается», требует оформления и продолжения то, что было интересно ребенку в младшей школе. Дети хотят, чтобы новый учитель узнал и признал те успешные и радостно осуществляемые формы и содержание учебного общения, которые были им интересны. Тем самым дети подтверждают свой интерес к данному предмету.
В пятом классе существенно то, что жанры «интересного» учебного общения отделяются от образа учителя начальных классов. Дети осуществляют переход от формулы «Мы с ним (с первым учителем) делали так-то» к формуле «Мы умеем делать ровно столько, сколько мы можем показать новому педагогу». Поэтому только в пятом классе становится ясным, какие способности усвоены в начальной школе.
Дети начинают понимать, что то, что ими «здесь и теперь» оформлено, продемонстрировано, удержано в устной и письменной речи, в способах действия. - относится не к учителю (старому или новому), а к общему для детей и самых разных взрослых предмету.
Если это произошло, то может начаться предметное обучение.
Оказывается, что взрослый не так уж и важен, важно, что оба взрослых (прежний и нынешний) держат общий предмет.
В.Ф. Литовскому замечательно удалось и на уроке математики, и, как мы увидем далее, на уроке русского языка, начать предметное обучение.
Как только пятиклассники обычной школы увидели острый интерес нового учителя в понимании и сохранении их предшествующего опыта ученичества (пусть и более скромного, чем у учеников Школы диалога культур), возникла возможность для построения первой “точки удивления”.
На уроке математики продолжение разговора о счете, которым дети занимались в начальной школе, привело к диалогу между несколькими логически различными пониманиями того, что есть счет.
На уроке русского языка продолжение разговора о том, что такое значение слова (по словам детей, в начальной школе они узнавали значения новых слов, расширяли свой словарный запас), проивело к диалогу между несколькими логически различными пониманиями значения слова.
И на уроке математики, и на уроке русского языка ученики В.Ф. Литовского успешно занялись построением диалогических понятий.