2

Опубликовано mr-test - сб, 12/27/2008 - 00:34

«ВОРОНА И ЛИСИЦА»
На первом уроке басенного цикла учитель рассказывает детям о баснописцах: Эзопе, Федре, Крылове, об их судьбах. После этого дети читают сами три басни «Ворон(а) и Лисица» Эзопа, Федра и Крылова.
У. Что такое басня?
Матвей Ларионов. Басня учит.
Сережа Переверзев. Басня высмеивает неправильный характер.
Андрей Хаит. В баснях разговаривают животные.
Антон Черных. Басни учат любым хитростям.
Вова Марченко. В начале и в конце басни есть... приговорки.
У. Они называются «мораль» или «применение».
Д. Они говорят, как правильно надо поступать, а как неправильно.
У. Чему учит нас басня?
Д. Басня учит никому не доверять.
У. ?!
Настя Санина. Басня учит думать и доверять тому, кто говорит правду. И не доверять тому, кто говорит неправду.
Андрей. Правильно. А то Лисица скажет Вороне правду, что лес горит, а Ворона ответит: «Не-е-ет, я тебе не верю...» И еще. Эта басня учит не доверять льстецам. Не доверять лести.
Дети активно работают с моралью, пока не замечая «противочувствия» басни, конфликта между моралью и основным содержанием. Учитель помогает детям понимать трудные слова, которые обычно содержатся в морали.
У. А кто такой льстец? Что такое лесть?
Андрей. Лесть - это заговор. (Ударение на последнем слоге). Льстец заговаривает. И - подлизывается. Он говорит, например, так: Андрей, у тебя такие красивые глазки, ушки, а сам...
Д. ...А сам хочет что-то выпросить у Андрея.
У. Чей же «неправильный характер» высмеивает эта басня?
Д. Конечно, характер Вороны. Ворона доверяет, не думая.
У. А каким хитростям учит эта басня?
Сережа. Она учит Лисицу, как ей обхитрить Ворону. Это прямо правило, рецепт, как воровать! Если бы Лисица умела читать, она могла бы сначала прочитать эту басню, а потом ее... применить.
У. А какая же мораль у этой басни? В чем ее «приговорка», «применение»?
Андрей. Что лесть гнусна и вредна.
На втором уроке дети заговорили о басне как литературном жанре.
Настя Санина. Мне кажется, что три басни (Эзопа, Федра, Крылова) смыслом одинаковые, а текстом разные.
Максим Кохановский. Как же это может быть, что три басни поэты разных народов сочинили об одном и том же?
Андрей. Басни эти, эти истории передаются из поколения в поколение.
Сережа. Басня возникла у греков. Потом греки привезли ее в Рим. В Риме ее перевели на другой язык. Крылов перевез басню из Рима в Россию и перевел ее, как бы перевез или передал. Басня передается не только из поколения в поколение, а от одного народа - другому народу.
Антон. Каждому поэту хочется прославиться. Федр читает басни Эзопа, и ему тоже хочется написать свои басни. Чтобы прославиться.
Андрей. Это похоже на наше задание по украинскому чтению: списать, перевести, выучить. Только здесь сначала надо выучить, а потом перевести, то есть рассказать на своем языке...
У. ... или перевезти от одного народа к другому. Давайте посмотрим, как это делает Крылов. С чего начинается басня Крылова?
Сережа. С морали. Мораль нас учит...
Андрей. ...что можно делать, а что нельзя.
У. Что же дальше?
Андрей. Крылов сначала поизносит мораль, а потом смотрит на то, что было и понимает. Он как бы прогуливается и видит... ну, конечно, не то, как эти звери разговаривают, но какую-нибудь историю. И понимает ее.
У. Смотрит на то, что было и понимает.
Максим. Я думаю, что Крылов сначала произносит мораль, а потом делает ее.
Антон. Крылов придумывает историю о Лисице и Вороне, а не наблюдает и понимает.
У. Это - совсем разные точки зрения. Смотрит на то, что было и понимает. И - придумывает. Запомним это.
Сережа. Крылов придумывает ту обстановку, где разыгрывается басня.
У. ...а потом басня разыгрывается как бы сама собой.
Настя Санина. Лиса Ворону одновременно дурит и ласкает.
Настя первая выходит на противочувствие басни. Так как учитель внутренне настроен на прочтение басни «по Выготскому», ему легко построить дальнейшее обсуждение противочувствия.
Сережа. Иначе басни бы не было. Ворона должна поверить Лисе. А для этого Лиса должна и дурить Ворону, и ласкать ее.
У. Очень важную вещь обнаружили Настя и Сережа. Басня Крылова построена как бы на антонимах, на противоположных чувствах. Чтобы басня получилась, нужно, чтобы Лисица Ворону дурила и ласкала одновременно.
Сережа. Но и сам Крылов так делает! Он Лисицу упрекает...
Андрей (включаясь в диалог-согласие)... Он ее называет плутовкой!
Сережа. ...и хорошо описывает ее.
Д. (продолжая диалог-согласие) Да, она красивенькая такая, интересная.
Сережа. Ворону Крылов и высмеивает - неправильный характер: глупый, доверчивый, но и предупреждает: не верь Лисе - обманет. Это тоже противоположности.
Сережа и Настя обнаруживают диалогическую напряженность басни. Настя (и особенно Сережа) ведут внутренний диалог-спор, спор с самим собой. Их реплики внутренне диалогичны. Но внешне урок протекает не как диалог-спор (когда разные дети отстаивают разные версии понимания басни), а как диалог-согласие. Диалог-согласие ведут «герои» - авторы исходных внутренне-диалогических реплик - Сережа и Настя, а другие дети, подобно Хору, присоединяются к диалогу. Голоса других участников диалога-согласия очень важны. «Хор» держит общий предмет понимания, обрамляя его новыми контекстами. Благодаря этому класс движется в понимании басни сразу весь, образуя учебное сообщество. Не получается так, что разговор ведут только Сережа и Настя, а другие дети исключены из процесса понимания. Проследим, как из диалога-согласия рождается диалог - спор с его характерными «Я не согласен, что...»
Никита Холопов. У Эзопа басня называется «Ворон и Лисица». Федр как бы переписал название, ничего не изменил. А у Крылова - не девушка дурит мужчину, а девушка обманывает девушку.
Сережа. Ну вот. А Настя говорила, что эти басни смыслом одинаковые, а текстом разные. Крылов и текст изменяет, и смысл. Ворона, а не Ворон.
Л.С. Выготский отмечает: «Уже перемена, которую допустил Сумароков, заменивший ворона прежних баснописцев вороной, уже эта небольшая перемена содействует совершенной перемене стиля» (Л.С. Выготский. Психология искусства. М.,1987,с.139) Первоклассница ШДК Надя Бахтигозина (Красноярск, школа № 106 «Универс», 1987г.) рассуждала так: Тут как бы спорят две женщины. Ворона - она самая некрасивая, серая, нескладная, с огромным противным клювом. А Лиса - красавица-раскрасавица. И именно поэтому так легко Лисе удается обмануть Ворону: Вороне очень важно, что кто-то наконец доброе слово скажет о ее красоте, и не просто кто попало, а самая красивая в лесу - Лиса. Ну, а потом Лиса торжествует. И не только из-за сыра, а потому, что Ворона понимает, что никакая она не красавица.
Андрей. Ворон просто так раздобыл сыр - у Эзопа и у Федра. А у Крылова Вороне Бог послал кусочек сыра.
Настя Санина. Сыр - это божий дар. И лисица отбирает этот божий дар. Лисицу как магнитом тянет к этому сыру. Здесь главный герой - Ворона. Ворона летает, она ближе к Богу. Ей Бог послал кусочек сыра. И этот сыр заманивает Лису, и она ничего не может сделать - ее тянет, она должна отобрать этот сыр. И она делает то, что в басне описано. Ее Ворона заставляет отбирать сыр: этот сыр слишком напоказ, слишком тянет, заставляет делать хитрость! Вся басня держится на Вороне!
Андрей. Я не согласен, что главный герой - Ворона. Конечно, главный герой здесь - Лисица. Она, как Шамаханская царица в «Золотом петушке», а Ворона - как царь Дадон. Лиса, как Шамаханская царица, околдовывает Ворону, Ворона забывает про все и роняет сыр. Вся басня держится на Лисе.
Яркий пример диалога-спора, «точки удивления» (по В. Библеру) Но урок подходит к концу. Учитель произносит завершающие слова. В них важно удержать ситуацию как удивительную, требующую понимания. Необходимо завершить урок, оставив диалог незавершенным.
У. Итак, мы обнаружили интересные «противочувствия» в этой басне.
Лисица и ласкает, и дурит Ворону. Без этого не было бы басни. (Настя и Сережа).
Крылов и упрекает, и «хорошо описывает» Лисицу, рисуя ее красивой, ловкой, хоть и коварной. Одновременно Крылов и высмеивает, и предупреждает Ворону. (Сережа и Андрей). Кажется, что басня построена на простодушии Вороны - вещуньи, теряющей божий дар. Она ведет себя так простодушно, а сыр такой притягательный, что Лиса вынуждена вести себя хитро. Сыр - как магнит. Он втягивает Лису в басню. (Настя).
Вместе с тем, кажется, что басня построена на хитрости Лисы, которая, как Шамаханская царица, околдовывает Ворону. Ворона, забывая обо всем, втягивается в басню Лисой (Андрей).