7. Сгущение поэтических текстов

Опубликовано mr-test - пт, 01/02/2009 - 00:49

Для развития письменной, устной и внутренней речи ребенка 6 лет чрезвычайно полезными оказались придуманное нами упражнение – “сгущение” поэтических текстов, примененное в 1987 г.при обучении семилетних первоклассников школы 106 “УНИВЕРС” г. Красноярска и в 1997 и 2000гг. при обучении семилетних первоклассников гимназии “ОЧАГ” г. Харькова.
Смысл задания состоял в следующем. Учитель читал детям вслух несколько раз достаточно большое стихотворение Хлебникова, Пастернака, Самойлова. Дети записывают в тетрадях то, что они запомнили. Разрешается фантазировать, то есть дополнять текст своими словами или даже придумывать свой текст, возникший как ассоциация или как ответ тому тексту, который читает учитель.
Ребенок может, если хочет, отнестись к предложенному заданию, как к диктанту, и постараться передать текст дословно и записать как можно больше. Например, Света (Красноярск, 1987, 1 класс, начало декабря) так работает со стихотворением Бориса Пастернака “Снег идет”:
Снег идет снег идет К белым звездочкам в бурани Тянутся цветы гирани за аконны пириплет Снег идет и все в сметенье, все пускается в полет
Другой ребенок (а, возможно, и тот же самый ребенок при выполнении следующего задания, находясь в ином настроении) может начать придумывать свои слова, близкие по звучанию словам исходного текста: сметенье, всметели, всметелье, переплесток ( вместо перекресток), нихлобы, захлобы ( вместо хлопья).
В затруднительных случаях дети-семилетки, как правило, не деформируют ритмическую ткань текста, не превращают стихи в прозу, не заменяют непонятные слова понятными, но выпадающими из поэтического строя. Например, первоклассница Надя (Красноярск) записывает стихотворение Пастернака совсем не так, как Света :
снег идет и все в снетели все пуска в полет черны лесницы ступени пириплестка паварот снег идет снег идет словна палают нихлобы азахлабы А захлобы…
Семилетние первоклассники Харьковской гимназии ”ОЧАГ” в 1997 г. работали со “сгущениями” поэтитческих текстов в принципе так же, как и семилетки-первоклассники гимназии “Универс” Красноярска в 1987 г. (хотя прошло 10 лет). Они создавали целостный образ своего слышания стихотворения:

Снег идет! Снег идет!
И все в сметеньи, снег идет,
снег идет. Сходит с чердака
Убеленный пешеход
(Сережа)

Достаточно скоро (уже в середине сентября) многие первоклассники- семилетки переходят к созданию своих прочтений – вариаций, достаточно далеких от оригинала. Так, например, стихотворение Пастернака “Ветер” записывается так:

Я кончился и
убежал я
больше не вернусь
и ветер
жалуется
на меня
(Вова, Харьков, 1997)

Задание, связанное со “сгущением” поэтических текстов в письменной речи первоклассников, могло предъявляться и в несколько иной форме. Учитель включал магнитофон, и дети несколько раз слушали песню на слова Б. Пастернака (Д. Самойлова, Ю. Левитанского, Б. Окуджавы) и во время слушания записывали в тетрадь тот текст, который они могли услышать, удержать, воспроизвести, придумать.
Это задание очень нравилось семилетним первоклассникам. Музыка помогает удерживать ритм, в тех местах, где звучит только музыка, можно с легкостью фантазировать. В результате получаются занятные детские тексты. Вот как услышала стихотворение Юнны Мориц, положенное на музыку Сергеем Никитиным, первоклассница Алина (Харьков, 1987):

Этот берег к нам близко.
Но жаль, что на нем туман. И мы
залились слезами. Но это
не страшно. Так что на этом береге
зеленом бегают кошки и собаки.
Ну так что не бойтесь. Ладно?
На этом береге туманном
костер горит, и все прыгают через него,
но не умирают.
И так что на этом береге туманном
и смерти нет, и смерти нет.

Нам известен случай, когда семилетний первоклассник Рома по собственной инициативе включил после уроков магнитофон и много раз слушал песенку Сергея Никитина на слова А. Милна “Хвост”. А затем попросил листок в линеечку и написал вот что:

У льва есть хвост. У кошки
хвост хитривый хвост,
У собаки хвост обычный,
У волка необычаемый хвост,
У лисы хвост смотривый,
И все что все. Звери
смотрящие ушастые. Звери,
Любимые.

Первоклассники-шестилетки отнеслись к таким учебным заданиям несколько иначе, чем дети семи лет. Если для семилеток эти задания были интересной игрой, то для шестилеток написание сгущений поэтических текстов было серьезной работой.
Поначалу всем детям хотелось как можно более точно воспроизвести текст у себя в тетради. Поняв, что воспроизвести весь текст невозможно, дети начинали прислушиваться к началу текста и пытались воспроизвести на письме начальный фрагмент. Шестилетние дети задавали много вопросов в паузах между чтением стихотворения учителем, уточняя звучание и написание отдельных слов и букв.
Очень многие слова оказались детям неизвестными, и шестилетние дети предпочитали спросить о них у учителя, а не сочиняли, как семилетки, большое количество "самовитых" слов. Некоторые ребята в это время с трудом отделяли одно слово от другого. Им было трудно освоить рабочую строку, они очень старались не писать “где попало”.
Дополнительные трудности, связанные со схватыванием сложного поэтического текста, воспринимались шестилетками как увлекательное и сложное учебное задание, а не как момент творческого самовыражения. Дети-шестилетки узнавали много новых, необычных слов, постепенно проникались красотой поэтической речи. И только через 2-3 месяца такой работы стали сочинять свои варианты прочтения художественных текстов:

Рождается всем на свет,
и – заглядывать в лица.
Я первый раз вижу людей.
Я первый раз вижу маму.
Я первый раз вижу папу.
Я первый раз вижу себя.
Я первый раз вижу планету.
Я первый раз вижу луну.
Я первый раз вижу солнце.
Я первый раз вижу облака.
Я первый раз вижу небо.
Я первый раз вижу тучу.
Я первый раз вижу дождь.
Я первый раз вижу сад.
Я первый раз вижу детский сад.
Я люблю этот праздник.
(Аня, Харьков, 2003, во время слушания песенки Е. Камбуровой “Я люблю этот праздник, в году он единственный…”).

Чтобы проиллюстрировать наше предположение о том, что к свободному написанию самостоятельных связных текстов в ситуации выполнения “сгущений” художественных текстов шестилетние дети приходят постепенно, преодолевая трудности написания еще не очень знакомых (а порой совсем незнакомых) букв и слов, приведем пример работы Тани (Харьков, 2003).
Это и “сгущения”, и диктанты, в которых последнее предложение сочинял и записывал роебенок. Орфографические ошибки убраны, оставлены те странности в записи, которые характеризуют особенности становлениия письменной речи первоклассника.

30 сентября
(по стихотворению В. Хлебникова “Там где жили свиристели…”)
Там где жили сарвии
качали ели прилетели

3 октября
(по стихотворению Б. Пастернака “Снег идет…”)
Снег идет к белым звездам
буранитца тянутся цвет гурани
заоконм пелерплелепет

9 октября
(диктант)
У Леры мел. В руках.

10 октября
(по стихотворению А. Пушкина “Я вас любил…”)
Я вас любил любовь еще
быть может в душе еще быть
может угацвать поет.

14 октября
(по фрагменту поэмы А. Пушкина “Руслан и Людмила”)
У лукомоля дуб зеленый
золотая цепь на дубе том
и ночью и ночью котученый
все ходит по цепи кругом Пушкин.

16 октября
(диктант)
У мамы Рома. Он мал. Эмма умыла Рому. Рома спит!

20 октября
(диктант)
Мама и няня спят. Нина мыла куклу Соню. Ване не хватило куклы.

21 октября
(по стихотворению А. Пушкина “К фонтану Бахчисарайского дворца”)
Фонтан любви фонтан живой
принес в дар тебе две розы
люблю я в дар и палчски розы
поет

23 октября
(диктант)
Мальчик Антон живет в Харькове. И живет в городе. Ира гуляет и поет и играет и еще одевает свитер.

27 октября
(по песенке С. Никитина “ В чистом поле, белом поле…”)
В чистом березах белом поле
белом всем и стоял в том
поле черный кот спал на белом
кот. Вот кот. А где он?

10 декабря
(по стихотворению Д. Самойлова “Из детства”)
Я маленький гора в ангине
за окнами снег и папа поет
я маленький глупый больной

11 декабря
(по стихотворению В. Хлебникова “Когда умирают кони…”)
Когда умирают кони дышат
когда умирают травы сохнут
когда умирает солнце…

15 декабря
(по стихотворению Б. Пастернака “Иней”)
Глухая пора опять эти мухи
я тихо все поледенело.
Иней. И скользко на лыжах
катаюсь и прямо по снегу
и скользко так сильно
вообще не узнать. У бабушки я.

24 декабря
(диктант)
Купола церкви горели на солнце. Целый день Петя гулял по улице без цели.
На цыпочках Петя зашел в церковь. На душе стало хорошо.
И все стало хорошо?

Процессы формирования “авторской письменной речи” (выражение, подсказанное Е.Г. Донской) у семилеток осуществляются быстро и производят впечатление натуральных. Уже в сентябре большинство первоклассников-семилеток Школы диалога культур пишут яркие “сгущения” поэтических текстов.
Эти тексты семилетоок производят впечатление целостных учебных произведений, в которых “гудит” все стихотворение в целом (не только первые, но и последние, а иногда и “серединные” – поворотные – строки), сохраняется единый ритмический рисунок (исходного стихотворения или собственного), придумываются собственные “самовитые” слова.
Аналогичные (?) процессы у шестилеток, поставленных в те же (?) условия, растягиваются на 3-4 месяца и могут быть поняты как трудная для ребенка культурная форма овладения своим и чужим словом, как все большее “оречевление руки” (Е.Е. Шулешко).