В.С. Библер : Культура как трагедия трагедий

Опубликовано Anatoly - вс, 06/15/2008 - 12:10

В.С.Библер: « Современная нравственность есть сопряжение, нравственная историческая памятливость ( и диалог, беседа) различных нравственных перипетий, сосредоточенных в разных образах культуры, - Героя античности, Страстотерпца и Мастера средних веков, автора своей биографии в романной остраненности Нового времени. Здесь перипетийна исходная нравственность: Рок и Характер (античность); исповедальная грань земной жизни и потусторонней вечности (средние века); открытость моей смертной жизни в бесконечность временных причинных сцепок и, вместе с тем, полная ответственность за начало моей жизни («Быть или не быть…» Гамлета), за ее завершение, за ее замкнутость «на себя» (Новое время). Но не менее перипетийно – в точке взаимопорождения, начала – и само общение, взаимопредполагание этих перипетий в душе современного человека. Это… полный объем моей личной ответственности за судьбы и смыслы жизни людей иных культур, иных смысловых спектров. Это уже не мораль «терпимости» ( пусть живут, как могут…), но нравственность включения в мою со-весть предельных вопросов бытия других людей, их ответной вести в моей собственной судьбе…
…Эта культура способна жить и развиваться ( как культура) только на грани культур, в одновременности, в диалоге с другими целостными, замкнутыми «на себя», на выход за свои пределы культурами. В таком конечном ( или изначальном) счете действующими лицами оказываются отдельные культуры, актуализированные в ответ на вопрос другой культуры, живущие только в вопрошаниях этой иной культуры. Только там, где есть эта изначальная трагедия трагедий, там есть культура, там оживают все выточенные, встроенные друг в друга трагедийные перипетии. Н совершается это общение ( и взаимопорождение) культур только в контексте настоящего…
…Вся данная культура (скажем, античности) должна быть понята как единое произведение, созданное и пересоздаваемое одним (воображаемым) автором, адресованное насущному и невозможному «читателю»…
…Культура – это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; то есть культура – это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности…
…При таком понимании нелепо говорить о культуре как некоей «чисто духовной» деятельности. Нет, культура – это всеобщая история и деятельность человека, сосредоточенная в вершине самодетерминации…
…В культуре человек всегда подобен Богу – в афоризме Поля Валери: «Бог сотворил мир из ничего, но материал все время чувствуется». Вне этой трагедии и иронии культура невозможна; всякий разговор о культуре становится пустышкой и риторикой…
…В предельных нравственных перипетиях…, в судорогах тоталитарного режима; везде индивид выталкивается из прочных ниш социальной, исторической, кастовой детерминации, везде он встает перед трагедией изначального нравственного выбора и решения…
…Так нарастает новый всеобщий социум – социум культуры – особая, в чем-то близкая к полисной, социальность, точнее, форма свободного общения людей в силовом поле культуры, диалога культур…
…Именно противостояние мегасоциума промышленной цивилизации ( какую бы форму она ни принимала) и малых ядер социума культуры, именно это противостояние будет решающим событием начала XXI века.» ( См. :В. С. Библер. Культура. Диалог культур. (опыт определения). - В. С. Библер. На гранях логики культуры. М., Русское феноменологическое общество, 1997, с.224 -232).

Первый ученик выключает магнитофон.

Педагог ШДК. Я всегда говорил, что Школа диалога культур не может ограничиться лишь воспитанием читателей! Сообщество деятелей культуры, занимающее активную жизненную позицию по отношению к цивилизации – вот наш идеал!
Учитель зарубежной литературы трагически морщится.
Педагог ШДК. Сегодня – день реализации наших мечтаний. Я бы хотел (вместе с Филологом) воспользоваться случаем и вернуться, во-первых, к теме нравственной самодетерминации в волшебной сказке ( и к спору с В.Проппом), а, во-вторых, внести в наши беседы широкий экспериментально-педагогический материал. В этой работе вначале лидировать будет Филолог (наши позиции мы заранее согласовали), а затем «подключусь» я.
Первый ученик, Филолог и Культуролог удовлетворенно кивают головами. Учитель зарубежной литературы скептически улыбается