...Картина Анастасии Зориной "Охота львов" выполнена в стиле Руссо. интересно, что в ней нет кровожадности. Вроде бы и зебра убегает, и зверюги догоняют. Но посмотрите, как это празднично Получается. что все в божественной природе гармонично и празднично, хотя и есть и охота, и гибель. Но это какая-то праздничная демонстрация законов природы...
Есть в фильме Михалкова "Урга-территория любви" подобный эпизод. Хозяину нужно зарезать, кажется, барашка к торжественному случаю. И хозяин делает это так, что барашек как бы и не страдает, как-то все празднично и гармонично там это у них всех получается - в смысле у него, у Бога и у нее, у Природы (в Монголии, у юрты, кажись, действие происходит). Михалков там, вслед за Шукшиным, простонародные нравы, близкие Богу и природе,городским противопоставляет. Дескать, даже гибель животного на празднике красива и нежестока. Праздничная охота. Гармоничная и неискривленная ЖИЗНЬ природы.
Я недавно видел вот что. Обезумевшая от весеннего голода бродячая собака поймала и съела сороку. Пока она ее ела, сорочьи родственники сели на березе над собакой и плакали, оплакивали свою родственницу. И не осуждали собаку. Ведь собаки сорок не едят, уж очень голодно было, теплая красная кровь сорочья, счастливые глаза собаки - выживу, выживу, теперь выживу, грустный и понимающий плач сорок на березе. Как будто это природа в разных ролях - она сама отдала одну сороку собаке.
Картина "Моя сестричка" выполнена с элементами обратной перспективы. Дальняя от зрителя сторона коврика длинее передней. Получается, что мы смотрим на собственное детство как бы с очень близкого расстояния и рисуем его так, как рисуют дети. Обратная перспектива всегда несет в себе некий изобразительный элемент Средневековья.
Ни о каких безликих изображениях речи нет. Глаза, лица, взгляд изображаются с большой охотой и умело.
Мишка слева ужасно живой и вот-вот вылезет к нам, а девочка и кукла как бы обе - куклы. Лицо у девочки, хотя и прорисовано четче, но все же холоднее, чем личико куклы. Кукла лежит свободнее, находясь как бы в позе девочки, чем девочка - которая как бы застыла в позе куклы. Халатик у куклы - в теплых тонах, а глаза и маечка девочки - в холодных. И таким образом девочка и кукла сближаются.
Удивительна игра теплого и холодного голубого цвета. Глаза у девочки голубые и холодные, а глаза у мишки - голубые и теплые! Это как-то хитро сделано - добавлением белесого цвета (глаза девочки).
В "Змейке" искусствоведы справедливо видят- воплощение трогательной гармонии Природы. И это сближает "Змейку" со львами и зеброй. Там изначально опасное (львы) и здесь (змея), А в итоге - гармония Природы, преодолевающая и хищность, и ядовитость.
Вообще, летний (и отчасти-осенний) период творчества юной художницы - это жгучее желание гармонизировать принципиально негармоничное - хищность, ядовитость, пляску чертей (демоничность). Выбирается что-то демоническое - и приводится в состояние гармонии. Но материал-то сопротивляется! Сопротивляется и жизнь молодой очаровательной художницы - такой настойчивой гармонизации Жизни в Искусстве. Этот диссонанс нарастает с каждым месяцем. И вот - потрясающий ангармоничный пейзаж и подобные ему ангармоничные графические работы в компьютере. И - потрясающий фильм с оживающей пластилиновой и собакой. И - кукла с печальными (живыми, движущимся, анти-ритуальными) глазами на фоне традиционного архаического (гармонично успокоенного, из века в век переходящего) простонародного костюма... Это (как мне кажется) - новый этап. Преодоление гармонии. Теперь уже несколько искусственной. Возможность изобразить Одиночество, холодный цвет неба (пусть и обманчиво-розовый). Возможности прорыва к этой правде жизни была заложена и в летних работах. Но только зимой это "взорвалось".
- Войдите, чтобы оставлять комментарии