Часть 6. Петров-Водкин

Опубликовано smenchsik - вт, 08/04/2009 - 19:46

Вот что пишет предшественник художницы Веденеевой в криволинейной перспективе Петров-Водкин: К.С. Петров-Водкин. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. 2-е изд. Л., Искусство, 1982.

"...На севере синел Федоровский Бугор: туда, за синюю стену, пробиться надо мне! Иначе изневолюсь я в гуще моих близких, и, может случиться, с сердечником в обхвате подымутся и мои руки на отцов и братьев - от тоски, от безвыхода и от водки.
Я бросился наземь.
Моменты перемен положения нашего тела очень часто меняют психическое наше состояние. Об этом свидетельствуют жесты больших волнений, к которым прибегают люди..." (с. 270)
"...В детстве я много качался на качелях, кувыркался на трапециях, прыгал через значительные препятствия и с довольно большой высоты, но, очевидно, в ту пору мне не удавалось координировать мое движение с происходящим вне меня в пейзаже и в архитектуре: изменение горизонтов и смещение предметов не затронуло тогда моего внимания (с.270)
Но теперь, здесь на холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда,кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке, причем шара полого, с обратной вогнутостью, - я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене."
"...Тогда я, конечно, не учел величины открытия, только испытал большую радость и успокоенность за мою судьбу перед огромностью развернувшегося предо мною мира.
После этого масштаба среди людей показалось мне простым и нетрудным наладить жизнь." (с. 271).
Получается, что "падение" есть некое измененное состояние сознания (ИСС), которое может быть вызвано музыкой, литературой (стихи Губермана о падении-наслаждении), рисованием (перспектива Петрова-Водкина, Веденеевская перспектива), это падение-наслаждение связано с полетом (чреватым падением), искривлением горизонта,появлением "земшарности" мировосприятия, ощущением тяготения (физика-см. олимпиадную работу Саши Веденеевой и комментарии к ним физика А. Коваленко) как искривления (падения, ср. у Эйнштейна в ОТО). Это воспринимается (скажем, Петровым-Водкиным) как "отрыв", "драйв", как радикальное расширение восприятия, и этот "отрыв" можно ощутить и при наслаждении рок- или панк-музыкой, и в процессе рисования,если он связан с изобретением криволинейной перспективы (перспективы падения) и в горах, и на крыше (поэтому ее так любят подростки).
Похоже устроено шаманство, высокая поэзия (ранний Маяковский), кино (Эйзенштейн). Это связано с инициацией, ускоренным взрослением, ускоренным "падением" подростка во взрослую жизнь. И такое падение имеет глубокий культурный смысл. Это - "культурное взросление". Не зря к рок-музыке и "агрессивному рисованию" (ломающему обыденное представление о перспективе) так тянутся наиболее быстро взрослеющие подростки 13-15 лет.