2.

Опубликовано smenchsik - сб, 07/03/2010 - 12:58

Уроки по физике начались с того, что учитель физики гимназии ОЧАГ М.В. Якоби принес в школу электростатическую машину и захотел показать нашим первоклассникам несколько фокусов с молнией.
Детям очень понравился этот урок. Он тут же был назван ребятами "Загадки физики". Дети настойчиво потребовали, чтобы по средам раз в неделю у нас были "Загадки физики". И стало так.
Было интересно, что первоклассники так рано выдвинули учебную инициативу и захотели быть соавторами учебного расписания. Ранее такие феномены я наблюдал только на грани младшешкольного и — подросткового возраста. Правда, там речь шла о более серьезной вещи, а именно, о критике младшешкольных форм ученичества и о предложениях ввести новые учебные формы: "логический стул" Жени Бабенко, "научная статья" Насти Симагиной, "настоящие взрослые пьесы" Сережи Переверзева, проведение фокусов-опытов по физике, которые планировались "тайным обществом" мальчиков, написание сказок по физике на основе этих опытов — предложение группы девочек и др. — все это происходило в третьем классе.
М.В. Якоби ни приходить, ни приносить электростатическую машину к нам больше не смог, и пришлось разрабатывать программу для "Загадок физики" мне самому.
Я очень люблю загадку "Почему ручка падает вниз, на землю, а не зависает в воздухе?". Она непременно порождает "точку удивления" (по В.С. Библеру), то есть:
а) является "репликой-дразнилкой", остраняет привычное видение ребенка, во многом "навязанное" взрослыми ("падает, потому что притягивается", хотя никаких аргументов означенного "притяжения" привести "с ходу" не удается — между книгой (ручкой, карандашом) и Землей — нет никаких посредников, обустраивающих притяжение, книга (ручка) вроде бы неживая, откуда она тогда "узнает", что ей "надо падать"; никаких "веревочек", тянущих книгу вниз, мы не обнаруживаем... и т.д.);
б) ребенок искренне задумывается над этой загадкой природы, шелуха "взрослых объяснений" слетает быстрее, чем, например, в загадке "Какую форму имеет Земля?" (весьма сомнительная и с большим трудом доказуемая "шарообразность" Земли с гораздо большим усердием "вдалбливаеться" детям в голову, чем гипотеза о том,что между телами существует некое "притяжение" ;
в) дети 6-7 лет с большим удовольствием (когда "шелуха взрослых объяснений" слетает), обнаруживая настоящую интеллектуальную проблему, начинают предлагать различные (в том числе и культурологически различные, то есть в пределе соотносимые с вполне определенными культурными образами постановки и решения проблемы — Аристотелем, Декартом, Ньютоном, Эйнштейном).
г) большой спектр с удовольствием и вполне спонтанно предлагаемых гипотез (мы называли их "детскими теориями" позволяет развернуть самые разные стратегии диалогического обучения: — стратегию сталкивания разных детских теорий с последующим вопросом "А как же на самом деле?"
— стимулирование диалога-спора;
— герменевтическую стратегию — с работой над каждой отдельной "теорией": она должна быть понята и адекватно воспроизведена (и это подтверждается автором теории) всеми учениками класса, каждый ученик оказывается способным воспроизводить в своей памяти, устной и письменной речи, в рисунке (схеме) — ВСЕ "теории" одноклассников и свою собственную. Надо сказать, что это занятие оказалось для детей самоценным — дети соревновались друг с другом в способности точно и подробно пересказывать "теории" других детей;
— стратегия "всплывания" — сопоставления детских "теорий" — с теориями гравитации "серьезных" ученых. Мы выбрали Аристотеля, Декарта, Ньютона. В эту педагогическую процедуру входит и обучение умению точно пересказывать каждую из научных теорий "своими словами" и сравнение тех идей и логических ходов, которые "всплывают" в репликах одноклассников — с разработками ученых.