ЗАНЯТИЕ СЕМНАДЦАТОЕ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
15 января 1999 г.
Вера, Сережа, Олег, Ника, Нина, Маша, Аня, Света, Дима, Вероника, Володя
МО и Надя.
Обсуждение произведения Маши Шленской «Новая сказка про Бабу Ягу».
(МО читает сказку, дети внимательно слушают).
ОЛЕГ. По-моему, здесь такая ошибка ... Баба Яга начала колдовать не в 13 году до нашей эры, а гораздо раньше. 13 год до нашей эры - это почти что современность. В некотором плане. 13 год до нашей эры - это 13 лет до Рождества Христова.
АНЯ. До нашей эры же года шли в обратном порядке.
ОЛЕГ. Да.
М.О. Никто не вступится за Машу?
АНЯ. Нет, но это очень интересно!
ДЕТИ. (дружно) Да! Это очень хорошо. Интересно.
ОЛЕГ. Хорошо, интересно, и все время в одном стиле, как говорится.
АНЯ. Здесь слишком часто повторяется слово ПОДРУГА.
ДЕТИ. Точно. Подруга, подруга ...
АНЯ. И нету имени подруги.
НИКА. Мне кажется, этот рассказ не закончен. Его надо еще продолжить.
ВЕРОНИКА. А я за Машу могу вступиться. Потому что, смотрите, Баба Яга всему обучит их, и тогда все кончится хорошо. А кто там сказал - если бы Катя была сейчас тут?
М.О. Подруга.
ВЕРОНИКА. Ну вот. Подруга. «Была бы здесь Катя...». Это закончено. Просто ...
как бы ... была бы здесь Катя, она бы посмотрела на нее!
М.О. Есть ли у нас такой способ, чтобы проверить - закончено произведение или не закончено?
НИНА. Мне кажется, есть. Попробовать придумать конец.
М.О. Может быть. Но вообще-то конец можно придумать к чему угодно. Лев Толстой написал в четырех томах роман «Война и мир». Так находятся люди, которые еще придумывают продолжение. Понимаете? Как мы можем проверить - закончено или нет?
НИКА. Надо прочитать - и оценить, чего-то не хватает если, то надо тогда в конце добавить.
М.О. А как мы узнаем, что чего-то не хватает?
ОЛЕГ. В каждом произведении есть свой сюжет. И если этот сюжет еще не дошел до конца, значит, произведение не закончено. Если же сюжет дошел до конца, как, например, в сказке «Городок в табакерке» ... Миша чему-то в конце научился. Сначала он хочет научиться, потом - научается. Вот сюжет. Он закончился. Миша научился. А тут - надо найти сюжет - и посмотреть, закончен он или нет.
М.О. А есть ли ощущение от «Городка в табакерке», что там еще можно продолжать и продолжать?
ДЕТИ. Есть ... нет ...
М.О. Ведь можно рассказать еще, как Мища выучил механику и что он после этого сделал, но ЭТА сказка закончилась вот в ЭТОТ момент - с последними словами Миши и его папеньки. Есть ли такое ощущение в Машиной сказке?
ДИМА. Сказка называется «Городок в Табакерке». Поэтому она кончается, когда Миша вышел из Городка в табакерке.
АНЯ. Машина сказка без названия. Значит, и конца у нее вроде как нет.
М.О. Тут не написано ничего. У этой сказки действительно нет названия. Никакого.
СЕРЕЖА. Можно предложить Маше назвать сказку - например, «Тринадцатая Ведьма».
НИКА. «Тринадцатая Баба Яга».
М.О. ( смеется ) Чертенок номер тринадцать.
НИКА. Все-таки, мне кажется, здесь не хватает чего-то. Надо как-то закончить.
М.О. У нас возник спор. Одни говорят, что сказка закончена, и ничего добавлять не надо, а другие, что сказка - не закончена. Какие у нас есть основания считать, что она закончена?
ОЛЕГ. По-моему, она не закончена. Героиня неожиданно ... - пошел сюжет ... героиня попадает в какой-то сказочный мир... странно, честное слово, странно!
М.О. Попадает она в сказочный мир? Помните, мы с вами говорили, как происходит эта встреча нашего мира со сказочным. Либо мы куда-то попадаем, либо к нам сказочные герои приходят.
ОЛЕГ. По-моему, тут сказочный мир перемешивается с нашим. Вот смотрите, с героиней происходят какие-то приключения , и в конце концов она должна попасть как-то обратно, как обычно ... как во всех сказках бывает. Но тут же она так и осталась ... поэтому так и хочется посмотреть, что было дальше. Желание!
М.О. Так ведь с самого начала там не было этой границы! Девочка смотрит телевизор, вдруг телевизор начинает нести несусветную чушь про какие-то ступы. Помните этот момент, когда героиня стоит на пороге своей комнаты,- ей страшно и непонятно, что вообще происходит ...
ОЛЕГ. Подождите. Вот он и момент! Где-то, наверное, она заснула, и ей снится сон, что она смотрит телевизор... тут непонятно, но граница эта ... проверьте! Ощущается! Ощущается, что что-то уже не то!
М.О. Смотрите! Олег сейчас очень важную вещь сказал! Я прошу вас на этом сосредоточиться сейчас. Олег первый предлагает нам основание для того, чтобы посчитать, закончена сказка или нет. Он говорит, если только, Олег, я правильно тебя поняла, что сказка эта не закончена, потому что не завершен обратный ход. Раньше мы видели много разных схем, по которым развивается действие, но все они похожи тем, что герой куда-то попадает, потом возвращается, а тут этого нет.
ОЛЕГ. А тут непонятно - что. Ведь эта Баба Яга только-только начинает учить. А вдруг она какую-нибудь штучку выкинет ... а вдруг она туда действительно эту Катю притащит? Непонятно. И интересно. И хочется узнать.
М.О. Понятно, что Олег хотел сказать?
ДЕТИ. Да.
ВЕРОНИКА. А вот ... Маша ведь писала уже с этой подругой.
М.О. Да.
ВЕРОНИКА. Мне кажется, что Маша еще напишет. Как у Олега было ... главами! Продолжение следует. Может быть, с другими героями, но Маша еще напишет продолжение.
М.О. Да! Есть ощущение, что возможна еще одна сказка с теми же героями.
ДИМА. Это как главы.
М.О. Да, как главы.
СЕРЕЖА. А может быть, это, как часто бывает в некоторых сказках, рассказах, автор оставляет место, чтобы мы дальше придумали сами, что там должно произойти.
НИНА. А мне кажется, что они сами... как она их научит, они сами придумают, как вернуться. Наверное, они нарушили как-то закон сказки. Они взяли и смешали ее ... Они сказали про какое-то ДЕЛСИ - и произошло то, что нельзя было делать. Они научили Бабу Ягу тому, как жить в русской жизни и как называются эти штуки.
ОЛЕГ. А она что - не русская?
ВЕРОНИКА. Она - не современная.
М.О. Они же сказали, ты - древняя, мы - современные.
ОЛЕГ. Ну и что это дает? Может, граница и разорвалась, но как она разорвалась-то? Все равно - итога нет.
М.О. Нет итога, так?
СВЕТА. Я хочу сказать, что эта сказка ... можно считать, что она и закончена, и не закончена. Вроде бы не чувствуется, что она закончена, но она может быть закончена - потом ... можно дальше рассказывать, как Баба Яга их научит колдовству... а можно это дальше и не рассматривать.
АНЯ. И они Катю сделают двоечницей!
НИНА. Бедная Катя!
М.О. Итак, я предлагаю вот о чем подумать... мы сейчас зашли в тупик. Мы так и не поняли, закончена сказка или ...
ДИМА. Но Маша-то ее закончила!
М.О. Да. Автор показал, что он закончил и не собирается дальше писать. Он говорит: мое произведение закончено! А мне говорят люди - нет, оно не закончено. Там не хватает!
НИКА. А почему?
НАДЯ. Может быть, потому оно кажется незаконченным, что нам ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ дальше услышать? Нам СЛИШКОМ ПОНРАВИЛАСЬ сказка. И очень хочется дальше разворачивать ее.
ОЛЕГ. Я и говорил это!
НАДЯ. Может быть, действительно автор хочет дать нам возможность подумать дальше.
АНЯ. Вы говорите, если автор решил, что закончено, значит - закончено. Но тогда и критиковать тоже нельзя! Если автор так захотел - значит так ему нравится. И все.
М.О. Критиковать - это значит ПОНЯТЬ. Мне важно понять, где и почему - конец у этой сказки. У меня есть четкое ощущение конца.
СЕРЕЖА. У меня тоже есть. Знаете, почему? Просто у меня бы даже терпения не хватило дальше писать.
М.О. И слушать, кстати, тоже.
СЕРЕЖА. У Маши, наверное, тоже просто не хватило терпения. И она решила, что ... ну, пускай - и хватит. Прочитают, может быть, и сами подумают.
ОЛЕГ. Но Толстой же писал - в четырех томах! У него ж хватало терпения!
М.О. А-а ... это вот тоже, знаете, как ... АВТОРСКОЕ ДЫХАНИЕ...
ОЛЕГ. А потом, я все же являюсь сторонником того, что ... может, сказка и закончена, но это, так сказать ... первая глава. Продолжение при желании может последовать. Неважно, кто его придумает - сам автор или мы.
М.О. Сережа, я должна сказать тебе, что Маша писала очень долго. Очень. Она все время возвращалась ... я могу даже показать вам ее рукопись, она вычеркивала что-то и вписывала... то есть она не просто на одном дыхании села и написала. Она очень долго РАБОТАЛА над этим.
АНЯ. А сколько времени она писала? Год?
М.О. Ну, не год, конечно ... но месяца полтора - определенно.
НИКА. Мне кажется, надо просто дать ей отдохнуть. И когда-нибудь ей делать будет нечего - и она еще напишет. Мне когда что-нибудь задают, то в голову ничего не приходит. А потом - раз, само собой. Сон же мне не задавали, а мне пришло в голову.
М.О. Замечательно. Вот я что хочу сказать, мои дорогие, мы вышли на очень интересную тему. Я ее не планировала. Но так получилось, что она у нас возникла. Я не могу ее оставить. Вот эта тема : какие вообще у людей бывают основания, чтобы считать, что какое-то произведение закончено?
Вы устали?
ДЕТИ. Нет.
М.О. Ну так я пять минут прошу у вас, чтобы поставить проблему. На следующем уроке мы с этого начнем, договорились? Все готовы меня слушать?
Я говорю следующее: я считаю, что конец какого-то произведения зависит от того, насколько все темы, которые автор задал в самом начале, дошли до своего завершения. Знаете, есть такое высказывание, что если в первом действии спектакля на сцене висит ружье, то в последнем оно должно обязательно выстрелить. Вот если все ружья, которые Маша повесила, выстрелили, значит, произведение закончено.
НИКА. Не все выстрелили!
М.О. Вот это я и прошу вас проверить.
ДЕТИ. Как?
М.О. А у нас уже есть с вами достаточно простой способ проверить. Чтобы глубоко проникнуть в произведение, мы его зарисовывали. И видели связи. Когда начинаешь рисовать, думать, почему такая деталь, или другая...
АНЯ. Если мы ЭТО зарисуем, я представляю - какая картинища будет, ей места здесь не хватит!
М.О. Да, но рисовать-то надо тоже с умом! Мы уже с вами пришли к очень простым схемам. Можно, скажем, первую часть представить - кто там действует, что происходит, какие там возникают повороты, что вообще названо и какими особенностями это названное отличается. По сути дела, там три главы. Первая, самая большая - о том, как она встретилась с подругой, ее знакомство со ступами и всеми этими чудесными вещами. Вторая глава - это в школе и полет над лесом. И третья глава - у Бабы Яги. Причем ... ты прав, конечно, Сережа, очень заметно, что сначала у автора было очень много дыхания, она размахнулась вон как широко. Потом я ее торопила, она начала спешить. Первая глава - вот такая, вторая - вот такая, а третья- вот такая, совсем маленькая. Я убеждена, что когда вы начнете думать об этом, рассматривать схему, по которой сделана эта сказка, вот тут-то вы и увидите, что у Маши лишнего. А может, и не лишнего. А вообще, мне кажется, это хорошо сделано. Как вам показалось?
ДЕТИ. Да. Интересно очень.
М.О. Столько времени мы слушали! Я вам текст показала ... не случайно Ника меня спросил: это ВСЕ БУДЕТ ЧИТАТЬСЯ?!! И тем не менее, я читала и все время чувствовала, что вам интересно, что вы слушаете. И что еще, мне кажется, здорово у нее, и на это вы обратили внимание. Почему у нее везде - Подруга, Подруга, Подруга ... Я так читала вам, это идет , идет, идет, а у нее-то на самом деле - вот видите как ... Как в пьесе бывает. Мне, например, эта штука напоминает, знаете что, - киносценарий. Она рассказывает, что происходит ,- и картинку видишь, а потом идет диалог.
НИКА. Мне кажется, есть два способа определить, закончено ли произведение. ЗАРИСОВАТЬ - первый способ. Но есть еще один.
М.О. Какой же, Ника?
НИКА. Мне кажется, еще можно - СЫГРАТЬ это на сцене.
М.О. Можно попробовать. И еще - вот вы говорите, подруга не названа. А вы представляете себе эту подругу, по ее репликам, например?
ДЕТИ. Конечно.
М.О. Там такой характер. Мощный. И никакого имени не надо.
НИНА. А мне, наверное, не надо рисовать. Я сразу представляю, как это выглядит. Как только говорят - подруга, я сразу представляю себе, какая может быть подруга, какие у нее могут быть детали...
М.О. Но вы обратите внимание - допустим, толстые романы пишутся так, что сплошной текст идет ... пьесы пишутся так, что там только одни реплики. Видели вы когда-нибудь написанную пьесу?
ДЕТИ. Нет.
М.О. Я принесу в следующий раз - покажу вам. Пьесу открываешь - там сплошного текста почти нет, а вот так, как здесь у Маши.
НИКА. Тире-тире-тире- тире ...
М.О. Да. Очень похоже. Только вместо тире - имя персонажа написано.
А у Маши и то, и другое есть. Есть и вот этот сплошной текст - рассказывание - и реплики диалога. Я, честно говоря, еще вообще такого не встречала. Разве только действительно - в сценариях кино. Может быть, Маша и пыталась описать какое-то кино, которое у нее в голове крутилось.
ОЛЕГ. Не на то ли Вы намекаете, что нам надо попробовать снять фильм?
М.О. Нет, я хотела , чтобы вы просто показали мне ... доказали мне, что это произведение закончено. Или не закончено.
Ну что же ... мы сегодня очень плодотворно поработали, много чего сделали, и Маше помогли. Спасибо вам, и от имени Маши тоже.
Коль скоро речь зашла о киносценариях и фильмах, то и следующий разговор у нас вышел – о фильме. Это были «Гремлины» Стивена Спилберга. И вот как мы «их» обсуждали.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии