Первый ученик. Вернемся от разговора о нравственной самодетерминации и рождении личности ( со-вести) в сказке – к этим процессам в античной трагедии. Попытаемся разобрать одно из самых загадочных литературоведческих понятий, сформированных Платоном и Аристотелем – трагический катарсис.
Культуролог. Предваряя наше тщательное текстуальное рассмотрение, я хотел бы задать несколько «детских вопросов».
1. Как связаны между собой трагический катарсис Аристотеля и – архаический ритуал катартического очищения?
2. Кто испытывает катарсис в трагедии? Отдельный зритель? Весь полис как коллективный зритель? Слушатель, читающий текст трагедии? Хор трагедии? Герой трагедии?
3. Является ли катарсис особым действием трагического сюжета, наступающим после «узнавания», или переживание узнавания (анагносиса и алетейи) и есть катарсис?
4. Как связаны понятия патоса и катарсиса?
5. В каком смысле катарсис есть очищение и просветление страстей?
6. После переживания трагического катарсиса трагическая амехания и патос ослабевают и изживаются или в какой-то мере остаются навсегда в памяти субъекта катарсиса?
7. В такой трагедии, как «Эдип –царь» или «Прометей прикованный» финал связан с катарсисом, или катарсис в первой трагедии ( мы знаем, что каждый трагический «цикл» состоит из трех трагедий) как бы «отсрочен» и переживается в финале последней трагедии? Например, в «Оресте» катарсис наступает в связи с буквальным очищением (катартическим обрядом) Ореста, то есть не в первой трагедии цикла, а в самой последней? Можно ли ( в связи с этим) считать «Эдипа в Колоне» катартическим завершением трилогии об Эдипе?
8. Трагический катарсис связан с глубоким переживанием состояния освобождения и нравственной самодетерминации в «точке акме» ( в бездне), или катарсис понимается как облегчение этого переживания, выход из «точки акме» ( это уточнение шестого вопроса).
Первый ученик (улыбаясь). Отличные вопросы! Такие, знаете, не «детские», а скорее «подростковые»… Постараемся сосредоточить нашу беседу вокруг этих проблем. Я бы даже обострил и предложил назвать все эти вопросы одним предложением: «Катарсис и совесть». Или «Снимает ли катарсис остроту переживания самодетерминации?». Или: «Совесть рождается или умирает в катарсисе?»
- Войдите, чтобы оставлять комментарии