8.

Опубликовано smenchsik - пт, 12/30/2011 - 16:09

Определение сострадания. — Кто доступен и кто не­доступен этому чувству? — Что и кто возбуждает сострадание?

Итак, мы сказали и о том, что такое оказывать благодеяние и не оказывать его. Скажем теперь о том, что возбуждает в нас со­страдание, к кому и находясь в каком состоянии мы испытываем сострадание. Пусть будет сострадание некоторого рода печаль при виде бед­ствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслу­живающего, — [бедствия], которое могло бы по­стигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших, и притом когда оно кажется близким. Ведь, очевидно, человек, чтобы почувствовать сострадание, дол­жен считать возможным, что сам он или кто-нибудь из его близких может потерпеть какое-нибудь бед­ствие, и притом такое, какое указано в [данном на­ми] определении, или подобное ему, или близкое к нему. Потому-то люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания: они полагают, что больше ничего не могут потерпеть, ибо [все уже] претерпели; также и те люди, которые считают себя вполне счастливыми, не [испытывают сострадания], но дер­жат себя надменно: если они считают себя облада­ющими всеми благами, то, очевидно, и благом не терпеть никакого зла, ибо и это принадлежит к чис­лу благ. К числу же тех, которые считают для себя возможным потерпеть, принадлежат люди, уже по­страдавшие и избежавшие гибели, и люди более зрелые, и вследствие размышления, и вследствие опы­та, люди слабые и еще более люди очень трусливые, также люди образованные, ибо [такие люди] пра­вильно рассуждают. И те, у кого есть родители, или Дети, или жены, ибо все они нам близки и способны потерпеть указанные [несчастья]. И люди, не нахо­дящиеся под влиянием мужественной страсти, на­пример гнева или смелости, ибо здесь не рассуждают о будущем, и не находящиеся в высокомерном настроении, ибо такие люди не размышляют о том, что могут потерпеть, но [по своему настроению] за­нимающие середину между теми и другими. [Сюда относятся] также люди, вполне находящиеся под влиянием страха, ибо люди перепуганные не испы­тывают сострадания, будучи поглощены своим соб­ственным состоянием. И [испытывают сострадание] только те люди, которые немногих людей считают хорошими, ибо тот, кто никого не считает таким, будет считать всех заслуживающими несчастья. Во­обще [мы испытываем сострадание], когда обстоятельства складываются так, что мы вспоминаем о подобном несчастье, постигшем нас или близких нам людей, или думаем, что оно случится с нами или с близкими нам.
Итак, мы сказали, в каком состоянии люди испы­тывают сострадание. Что же касается вещей, воз­буждающих наше сострадание, то они ясны из опре­деления: все горестное и мучительное, способное повлечь за собой гибель, возбуждает сострадание, точно так же как все, что может отнять жизнь; [сю­да же относятся] и все великие бедствия, причиняе­мые случайностью. К числу вещей мучительных и влекущих за собой гибель относятся различные роды смерти, раны, побои, старость, болезни и недостаток в пище, а к числу вещей, причиняемых случайно­стью, — неимение друзей или малое количество их; возбуждает сострадание также насильственная раз­лука с друзьями и с близкими, позор, слабость, уве­чье, беда, явившаяся именно с той стороны, откуда можно было ожидать чего-нибудь хорошего, частое повторение одного и того же подобного, и благо, при­ходящее уже тогда, когда человек испытал горе, как, например, были присланы от персидского царя Диопифу15 дары, когда он уже был мертв; наконец, [возбуждает сострадание] такое положение, когда или совсем не случилось ничего хорошего, или оно слу­чилось, но им нельзя было воспользоваться.
Такие и им подобные вещи возбуждают состра­дание. Мы чувствуем сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень близ­ким же относимся так же, как если бы нам самим предстояло [несчастье]; потому-то и Амазис,16 как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, но заплакал при виде друга, просящего милостыню: последнее возбудило в нем сострадание, а первое ужас. Ужасное отлично от того, что воз­буждает сострадание, оно уничтожает сострадание и часто способствует возникновению противополож­ной [страсти]. Мы испытываем еще сострадание, когда несчастье нам самим близко. Мы чувствуем сострадание к людям, подобным нам по возрасту, по характеру, по способностям, по положению, по происхождению, ибо при виде всех подобных лиц нам кажется более возможным, что и с нами слу­чится нечто подобное. Вообще и здесь следует за­ключить, что мы испытываем сострадание к людям, когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя. Если страдания, кажущиеся близкими, возбуждают сострадание, а те, которые были десять тысяч лет назад или будут через десять тысяч лет, или совсем не возбуждают сострадания, или [воз­буждают его] не в такой степени, ибо вторых мы не дождемся, а первых не помним, то отсюда не­обходимо следует, что люди, воспроизводящие что-нибудь наружностью, голосом, костюмом и вообще игрой, в сильной степени возбуждают сострадание, ибо, воспроизводя перед глазами какое-нибудь не­счастье, как грядущее или как свершившееся, они достигают того, что оно кажется близким. Весь­ма также возбуждает сострадание [то бедствие], ко­торое недавно случилось или должно скоро случиться. [Поэтому мы чувствуем сострадание] по поводу признаков, например платья людей, потерпевших не­счастье, и тому подобных вещей, и по поводу слов или действий людей, находящихся в беде, например людей, уже умирающих. Особенно же мы испыты­ваем сострадание, если в подобном положении на­ходятся люди хорошие. Все эти обстоятельства уси­ливают в нас сострадание, ибо в таких случаях беда кажется близкой и незаслуженной и, кроме того, она у нас перед глазами.
_____________
15 Диопиф — ближе не известен, упомина­ется только здесь.
16 Амазис — египетский царь, его сын Псамменит был захвачен в плен персидским царем Камбизом. См.: Геродот 3. 14.