Поскольку личность есть вырабатывание собственного отношения, она, тем самым, делает отношение своим предметом, замыкает его на себя. Это означает, что как психологический индивид личность осуществляет себя в определенных точках своей жизни, а именно когда она пытается осмыслить ее и ответить на свой запрос к смыслу жизни собственным разумением и собственным не-разумением, то есть, осознанием непонятного как такового, приятием непонятности мира и поступком. Здесь скажем вкратце о том, что до сих пор декларировалось без объяснений– почему личность есть вырабатывание своего отношения к отдельному предмету, своей жизни в целом и себе?
Собственно «мир» представлен индивиду через предметы внутри той или иной идеи универсальности (античный космос, средневековый Бог, всеобщий детерминизм Нового времени, всеобщая идея начала эпохи диалога культур). При этом индивид, конечно может и должен размышлять над «своей» универсальностью, но складывается он как «этот» уникальный индивид-личность в его отношении к отдельному предмету, событию, явлению. Далее, размышляя и принимая решения в конкретной ситуации, индивид необходимо относится к себе размышляющему и принимающему решение. Наконец, втягивая себя-этого в конкретное решение индивид необходимо обнаруживает и относится к себе-прошлому и себе-будущему. Фактически, отношение к своей жизни в целом, в ее прошлом и будущем — это другая формулировка для «превращения себя» — как раз того, что происходит с индивидом в мысли, акте творчества, поступке, вообще — в бытии в культуре, бытии как личности.
Разные полюса осуществления личности (мышление, творчество, поступок) определяют ее по-разному в мире людей. Поэтому личность обязательно определяет себя в общении: или непосредственно, в определенной малой группе, или опосредованно, с человечеством – через произведения и идеи.
Поступок, со своей стороны, определяет личность и определяется личностью. Методологически такое требование к объяснению-исследованию выдвигается в связи с тем, что каждый момент развертывания объекта causa sui понятийно схватывается как переформулировка исходного парадокса-определения этого объекта. Поступок, далее, есть действенное осуществление свободы индивида и, тем самым — взятие на себя ответственности за свои действия. В своем предельном измерении, поступок есть преодоление объективной неслучайности бытия, того, что в определенных культурах зовется сакральностью. То есть поступок есть также взятие на себя ответственности за именно так устроенную реальность. Это есть простая переформулировка того факта, что личность не устраняется от поступка потому, что «мир все равно таков». Совершая поступок, личность переустраивает, то есть устраивает заново именно этот мир, тем самым, беря на себя ответственность за то, каков мир есть и, далее (логически далее, следовательно), за то, каким он был.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии