12 января

Опубликовано Anatoly - пн, 06/02/2008 - 16:31

В своем выступлении на VIII съезде советов Сталин заявил, что « наше советское общество добилось того, что оно уже осуществило в основном социализм, т.е. осуществило то, что у марксистов называется иначе первой или низшей фазой коммунизма».
Если бы Сталин не потрудился оповестить нас о том, что мы уже вступили в социализм, многие, вероятно, не подозревали бы об этом, подобно тому как Monsier Jourdain говорил в прозе, не ведая этого. Мы вправе, однако, спросить, чем же отличается наступивший социализм от того, что было лет 7 – 10 тому назад. На это, вероятно, следует ответить, что теперь остатки капиталистического строя у нас окончательно разрушены, все стали трудящимися, все фабрики и производства принадлежат государству, а большая часть земли отдана колхозам.
Однако, так ли это? Действительно ли исчез у нас капиталистический строй?
Да, старая русская буржуазия окончательно уничтожена. Да, принадлежащее ей имущество конфисковано. Да, то, что было раньше частной собственностью, превратилось теперь в достояние государства.
Но наряду с этим наблюдается исключительно интересное явление, а именно появление и быстрое развитие новой советской буржуазии, под давлением которой советская власть исподволь и постепенно восстанавливает частную собственность, с чем связано в свою очередь возрождение старых порядков и законов. Конечно, все это осуществляется в замаскированном виде и представляется все дело так, как будто ныне вводимые в СССР порядки не имеют ничего общего с прежними и являются даже их противоположностью. Но в действительности нетрудно убедиться в том, что старый строй восстанавливается на всех парах. Новым является по сути лишь быстрая индустриализация страны, ставшая возможной благодаря фактическому восстановлению крепостного права и различных видов принудительного труда. Новым является также установление самодержавия в тех размерах, каких не знала Россия со времени Николая І.
В остальном за последние десять лет наблюдается быстрый возврат к дореволюционному периоду. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
Быстрее всего прежние порядки вернулись вы армию. В 1917 г. большевики срывали погоны, установили полковые комитеты, уничтожили авторитет начальников. теперь армия восстановлена по старому образцу с железной дисциплиной и с единоначальем. Погоны, исчезнувшие на плечах, переместились на предплечья и на воротник. Воскресли под новыми названиями ордена. Наконец, под хохот всех врагов советской армии, были восстановлены те чины, которые имеются в буржуазной армии – лейтенанты, майоры, полковники, маршалы. Почему-то посовестились восстановить чин генерала. Но зато Ворошилов сам себе дал звание маршала, хотя как справедливо указала буржуазная пресса, он никаких побед не одерживал и присудил себе это военное звание без достаточных заслуг.
Итак, армия у нас по структуре такая же, как при Николае ІІ. Что касается отмены отдачи чести и мнимого демократизма в ней, то это явилось лишь фиговым листочком для сокрытия сущности того гнета, который чувствует над собой любой красноармеец.
Чинопочитание, которое развилось в армии, перекинулось на гражданскую жизнь. Например, в научном мире была установлена новая и весьма сложная градация чинов, появились разные аспиранты, научные сотрудники, действительные члены, доценты, профессора, заслуженные профессора, заслуженные деятели науки, академики. Такие же градации появились у артистов. Все эти чины нужны, по-видимому, для того, чтобы доказать, что наша стирана ничуть не хуже буржуазных стран, ибо у нас тоже имеются и полковники, и заслуженные профессора, и народные артисты. Их восстановили также для продвижения: доцент хочет стать профессором, профессор – заслуженным профессором, этот последний – академиком и т.д. Как в буржуазных странах, так и в СССР, все эти чины, все эти ордена, все эти знаки отличия рассчитаны на мелкое тщеславие, присущее большинству людей.
В высшей школе установились дореволюционные порядки. Упразднили всякие методические совещания и предметные комиссии, в которых играли большую роль студенты. Теперь этим последним вменяется в обязанность только одно: учение. Их так прикрутили, как никогда не были прикручены студенты даже во времена Николая І. Всмегда русское студенчество было ферметном свободной мысли. Теперь студенты не смеют пикнуть. Упразднены различные новые методы учения – семинары, консультации, дальтон-планы, концентры. Зато восстанровлены экзамены в тех рамках, в каких они существовали в старое время. Прикрутилои и школьников. Одно время дисциплина в школах сильно пала. Теперь ученики находятся в полной власти учителей.
Появилась новая советская буржуазия. Она пока еще не окрепла, не оформилась как класс, но процесс ее укрепления совершается очень быстро. наши советские буржуи – это те привилегированные люди, у которых имеется прекрасная квартира и хорошее жалование. К этой категории относятся осколки старой буржуазии, профессора, крупные врачи, разъезжающие в собственных автомобилях и зарабатывающие по 5 – 6 тысяч рублей в месяц частными приемами больных. В этой же группе находятся писатели и драматурги, произведения которых приносят авторам десятки тысяч рублей прибыли. Сюда жен относятся директора заводов, крупные коммунисты, видные советские чиновники, агенты ГПУ.

Все это «свои люди», которые умеют распоряжаться государственными средствами так, чтобы получалась при этом и личная выгода. Само собою разумеется, они вполне удовлетворены режимом Сталина. Дети этих богатых людей учатся иностранным языкам и получают весьма буржуазное воспитание под внешним советским лоском. Эти дети будут типичными буржуа и настанет время, когда они забудут о том, что их отцы или деды сражались на фронтах гражданской войны, чтобы свернуть старую русскую буржуазию.
Характерно то, что новая «сталинская» конституция признает право наследования частной собственности, т.е. обеспечивает возможность этим сынкам новых буржуев получить от отцов все, что было ими накоплено. Эти сынки в свою очередь умножат полученное состояние и станут настоящими богатыми людьми.
Интересно, что право наследования было отменено декретом совнаркома от 27 апреля 1918 года. Ныне, под напором новой возродившейся буржуазии, оно восстановлено. Можно было бы привести тысячу других примеров восстановления старых порядков и законов. При этом любопытны следующие данные:
1) история неумолимо повторяется; по сути то же было во времена Наполеона: до 1894 г. режим назывался республиканским, а между тем правил страной один, всесильный человек;
2) наши правители оказались лишенными какой бы то ни было оригинальности мысли; они не смогли придумать ничего нового и принуждены были роковыми законами истории восстановить все старые формы – и чины и ордена и погоны.
В СССР уже сейчас по сути восстановлен буржуазный строй, ибо появилось социальное неравенство: нельзя сравнить положение сиделки или чернорабочего, зарабатывающих 90 иди 100 рублей в месяц с положением какого-нибудь красного директора завода, катающегося на автомобиле с семьей, разъезжающего по дорогим курортам и пользующегося всеми земными благами, доступными в СССР.
До поры до времени этот новый, омолодившийся буржуазный строй задрапирован в красные покрывала, но покрывала могут упасть и тогда сущность современного режима предстанет во всей своей наготе. Громкими революционными фразами, звонкими лозунгами не замаскировать того неоспоримого факта, что в СССР имеется красный император, обладающий такой властью, какой не имел ни один самодержец, и что в России под новыми названиями восстанавливается старый режим, только в еще более жестоком, несправедливом и неприглядном виде.