Федеральный проект

Опубликовано mr-test - вс, 11/30/2008 - 23:12

Учителя школы и ученые-методисты инновационного образования обратились с этими гипотезами в «Эврику». А.И. Адамский и А.А. Антонова активно поддержали эту инициативу и предложили пятнадцатой школе оформить ее как Федеральный проект. Учителя и ученые начали экспериментально-педагогическое исследование, или, как говорил Л.С. Выготский, формирующий эксперимент. Были получены очень интересные результаты.
Обычно переходный возраст и его фазы связаны с так называемой "реальной ситуацией" конфликта ребёнка со значимым взрослым. В учебной деятельности взросление "сбывается", осуществляется в учебном произведении, создавая которое ребёнок в переходном возрасте взрослеет буквально, на глазах. В период перехода от младшего школьного возраста к подростковому учебное произведение может стать своеобразным "кристаллом взросления".
По данным, полученным коллективом пятнадцатой школы-лаборатории на первом этапе исследований, рождение и укоренение "чувства взрослости" в учебной деятельности возможно лишь при условии, что содержание подросткового образования составляет проблему, в решении которой участвуют и учителя, и ученики. Совместное со взрослыми построение нормальной подростковой школы – это новая деятельность, которая первоначально существует в форме учебной, а затем порождает веер деятельностей, подробно описанных в литературе о подростковом возрасте.
Работа учителей-экспериментаторов 15-й школы г. Усть-Илимска показала, что принципиальные трудности возникают не только на первом шаге построения подростковой школы, когда взрослеющие младшие школьники, вступая в первую фазу подросткового кризиса, совместно с учителем начальных классов выстраивают свои проекты подросткового образования и оформляют их в учебные произведения но и на втором шаге построения подростковой школы, когда инициативы детей встречаются с реальными (а не воображаемыми, " провиденциальными") собеседниками – учителями – предметниками подростковой школы и новыми классными руководителями.
Реализуя проект построения подростковой школы, учителя-исследователи сталкивались с типичной ситуацией: содержание подросткового образования представляет проблему только для взрослеющих подростков, выдвигающих собственные образовательные инициативы. Для многих взрослых, учителей и классных руководителей подростковых классов никакой проблемы определения содержания подростковой школы не существует: эти учителя и классные наставники приходят к детям с детально разработанными программами обучения и воспитания, которые следует осуществлять на детях подросткового возраста.
Ставя перед собой цель выяснить, каковы характеристики единицы содержания образования подростковой школы, учителя и методисты инновационного образования предположили, что единицей содержания подросткового образования является встреча сообщества подростков с новым типом мышления и речи, выстраиваемая подростками и педагогами по инициативе подростков.
Эта встреча возникает дважды. На первом этапе подросткового кризиса – как идеальная (в учебных произведениях) встреча с идеальным взрослым (физиком, химиком, философом, фокусником, историком, филологом и т.д.), а на втором этапе подросткового кризиса – как реальная встреча с реальным взрослым – предметником, учителем подростковой школы. И от того, в какой мере при встрече с реальным взрослым – учителем подросток сможет осуществить свой идеальный проект подросткового образования, собственно, и зависит судьба подростковой школы.
Учебные инициативы первой фазы подросткового кризиса должны быть узнаны во 2-й фазе кризиса – новым значимым взрослым. Легализованы, вновь оформлены как предметные инициативы, как детско-взрослые проекты содержания учебных предметов.
Учителя обнаружили, что "натурально", естественно, традиции начального обучения в условиях новой, подростковой жизни не "припоминаются". Сам процесс припоминания есть поддержанная новым взрослым учебная инициатива пятиклассников. Подтверждение своих учебных способностей при встрече с новым значимым взрослым представляет собой содержание учебной деятельности в пятом классе. Это – форма общения нового учителя с подростковым классом. Эксперимент пятнадцатой школы показал, что в пятом классе жанры "интересного" учебного общения отделяются от образа учителя начальных классов. Стало понятно, что именно в этой, второй фазе построения подростковой школы, создаются возможности для начала предметного обучения по системе РО. Возникла возможность перехода к следующему этапу экспериментального исследования - к анализу процесса построения третьего этапа подростковой школы (6 класс).