Наиболее острое и новое в достижениях коллектива ученых-исследователей, возглавляемых Н.И. Цветковой, это обнаружение этапов построения подростковой школы. Само это понятие «подростковая школа» придумано совсем недавно педагогами Красноярска. В одном из номеров замечательной школьной газеты «Универсаль» директор Красноярской гимназии № 1 «Универс» Вячеслав Владимирович Башев рассказал юным корреспондентам, что понятие «подростковая школа» родилось в самолете Москва-Красноярск в диалоге Исака Давидовича Фрумина, известного теоретика педагогики и основателя гимназии «Универс», с В.В. Башевым. Начались интенсивные исследования подростковой школы в Москве (группа профессора Бориса Данииловича Эльконина), Красноярске (Исак Давидович Фрумин, Вячеслав Владимирович Башев, Борис Иосифович Хасан, Александр Моисеевич Аронов), Харькове (гимназия «ОЧАГ», директор Евгений Валентинович Медреш, учителя Сергей Юрьевич Курганов, Владимир Зиновьевич Осетинский, Елена Григорьевна Донская, Игорь Меркурьевич Соломадин). Опыт этих исследователей хорошо известен в Усть-Илимске и широко используется. На основе освоения этого опыта и анализа собственной практики и были выдвинуты этапы построения школы для подростков, которая строится самими подростками.
Первый этап построения подростковой школы (второе полугодие третьего класса), совпадающий с первым этапом подросткового кризиса (который исследует московский психолог К.Н. Поливанова), возникает как проектируемая в учебных произведениях встреча и с идеальным взрослым. Этот «провиденциальный» (по О.Э. Мандельштаму) Собеседник ребенка и является адресатом письменной речи. На втором этапе построения подростковой школы (пятый класс) учебные инициативы детей должны быть узнаны новым значимым взрослым (учителем-предметником), легализованы как детско-взрослые проекты содержания подростковых учебных предметов. Автоматически традиции начальной школы в новых условиях не припоминаются, ведь на пятиклассниках «не написаны» те учебные способности, которые у них формировала первая учительница. Процесс припоминания есть поддержанная новым взрослым учебная инициатива пятиклассников. Подтверждение своих учебных способностей при встрече с новыми взрослым представляет собой особое содержание учебной деятельности в пятом классе.. На втором этапе подростковой школы происходит отделение новообразований младшего школьного возраста от условий их формирования. Учитель, отчасти работая «по программе детей», выявляет все учебные способности сообщества и помогает им легализоваться в новом предметном материале.
Третий этап (шестой класс) начинается с обнаружения границ начальной школы. И дети, и учителя обнаруживают парадоксы - невозможность сохранить формы и предметность учебного общения, характерного для начальной школы, - в школе подростковой.
Подростковый учебный материал, предъявляемый учителем (учебником, научно-популярной литературой, наиболее продвинутыми детьми) не укладывается в прокрустово ложе групповой учебной дискуссии, обмена мнениями, выполнения предметных действий с реальными вещами. Обнаруживается идеальная предметность, которая живет по другим законам, в известном смысле дополнительным к тем формам учебного общения (квазииследования), которые были приняты в младшей школе.
В начальной школе предметность рождалась из предметной задачи и обмена мнениями в ходе рефлексивной дискуссии (учебного диалога).
В исследованиях Усть-Илимцев показано, что в подростковой школе предметность вообще не схватывается действием с вещами, в том числе и собственным горлом (выразительное чтение), а располагается как бы по вертикали - в мире ученых.
Открытие научной речи, научной статьи, письменных форм «научной» дискуссии, которое происходит еще в начальной школе, приоткрывает (в игровой форме) образ этого недоступного предмета - настоящей науки, научной деятельности, теоретизирования, аксиоматического метода, идеальных (только мысленных) предметов, априорного мышления, лекционной формы. Как любит цитировать пятиклассников Эльвира Иванова Александрова, «А почитайте нам лекции, нам надоело все узнавать самим». Возникают такие ситуации, где уже нельзя догадываться самим, а нужно узнавать у ученых.
Именно на этом этапе возможна постановка собственно учебной задачи - перехода от научного текста к скрытому в нем понятию. Об этом писали еще в семидесятых годах харьковские психологи В.В. Репкин и Р.В. Скотаренко.
Если первый и второй этапы пройдены успешно, то в третий этап подросткового кризиса вступает детско-взрослое сообщество, «перетащившее» все формы общения из начальной школы в школу подростковую и не имеющее претензий друг к другу по этому поводу.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии