Марина Олеговна. Мы прочитали рассказ
“Он живой и светится”…
Дима. Мальчик променял самосвал на светлячка…
М.О. Да! Но что же мы так, затаив дыхание,
слушали эту историю…
не иначе произошло какое чудо
Как же оно произошло?
Долго, интересно и глубоко лицеисты включаются в понимание фабулы рассказа Драгунского. Все готово для того, чтобы открыть особенности художественной формы рассказа, ответить на вопрос: как же здесь сделано чудо?
Попробуем вместе с М.О. Наумовой-Саввиных и ее учениками обнаружить механизм преобразования естественной реальности, обыденной жизни в чудо, в нечто идеальное, совершенное, невозможное по обычным меркам жизни.
Обсуждая рассказ, дети говорят: “А моя мама так бы не поступила…”, “А моя мама сказала бы – иди забери у Мишки самосвал, а светлячка сам поймай себе где-нибудь”, “ А что сказала Мишкина мама, когда сын принес домой самосвал?” Дети чувствуют. что герои рассказа Драгунского делают что-то необычное.
Так же необычно с точки зрения обыденных мерок жизни поступают герои Пушкина в “Капитанской дочке”. Я вообще думаю, что во многом поэтика рассказов Драгунского- поэтика превращения реального мира родителей и детей в идеальный мир детства – близка к традициям русской реалистической повести.
В “Капитанской дочке” есть такой момент, который очень остро чувствуют дети, но долго не могут понять. Швабрин ухаживает за Машей Мироновой и получает отказ. И начинает делать Маше всевозможные гадости – плохо говорить о ней, сплетничать, интриговать. И дети, семиклассники, причем семиклассники Школы диалога культур, довольно образованные, все подряд начинают говорить – ну да, это естественно, естественным является поведение Швабрина. Ему отказала девушка, и он, естественно, защищаясь, начинает тоже ее обижать.
Или – дети говорят о странном поведении родителей Маши Мироновой, ведь гораздо более естественным является поведение Швабрина. Пугачев сейчас сильнее, зачем же жизнь свою терять, ведь можно договориться!
Точно так же семиклассники на уроках физики говорят, что молекулы имеют цвет, запах, вкус, что они имеют такие же характеристики, что и обычные предметы. Ребята сразу не могут понять, что молекулы это идеальные сущности, которые определяют свойства реальных вещей, молекулы – это идеальное. Семиклассники говорят о “зеленых молекулах”.
“Несхватывание идеального” это точка, где современник Пушкина и ребенок, читающий Драгунского, вдруг обнаруживает непонимание пафоса произведения, непонимание того, как оно сделано. И очень интересно – как происходит переход от “зеленой молекулы” к тому пониманию атомно-молекулярной теории, о которой пишет Гейзенберг, сопоставляя подходы Демокрита и Платона к идеальному. Как ученик приходит к пониманию идеального, как возникает эта стрелочка, этот вектор, превращение смысла, прыжок от непонимания к пониманию. Как появляется идеальное?
Для Пушкина это идеальное – понятие дворянской чести. Хотя многие поступают, как Швабрин, ДОЛЖНО поступать, каак герой стихотворения “Я вас любил”, как герой художественного произведения. Дворянин должен не мстить женщине за то, что она не хочет принять его любовь, а грустить, печаловаться, вести себя совершенно иначе, чем Швабрин. Дворянин должен жертвовать своей жизнью ради Отечества, а не рассуждать, как Швабрин, что он мог бы с Пугачевым и договориться.
Осуществление идеального требует героических напряжений, усилий. Пушкин показывает, как трудно строится героическое действие героев “Капитанской дочки”, как они готовятся к смерти, как родители Маши обращаются к постонародным выражениям как особому рычагу превращения простого человека – в героя, в идеального дворянина, в человека дворянской чести. Как страдает Гринев, когда получает письмо от батюшки и запрет на женитьбу, как он ведет себя – он не позволяет себе дальше встречаться с Машей, только война с Пугачевым превращает его вновь в героя, а Швабрина – в “антигероя”.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии