Универсальность — это те, существенно не ограниченные предметные возможности, которых субъект не знает, но принимает. Понятно, что миры таких возможностей создаются искусством. Однако сознание, теперь выступившее как ”бытие универсальности” (конкретнее — пяти универсальностей: возможных-отброшенных действий, возможных-отброшенных целей, не используемой природы) пока остается недо-определенным.
Предметная деятельность объективно универсальна, поскольку она сама себя необходимо меняет.
Однако, существенно понять, как возникает субъективная универсальность, идея универсальности, так или иначе представленная субъекту деятельности, осмысляющая его индивидуальный выбор цели, его индивидуальное стремление к идеальному действию, его внутреннее и внешнее общение в этих поисках и стремлениях, его речь, выступающая инструментом такого общения, наконец результаты всей его деятельности, представленные в новом предмете, отношениях, языке и в нем самом.
То есть, для человека должен стать осмысленным выбор новой цели или улучшение того, что он уже может делать. Но выбор новой цели фактически предположен в самой идее цели как таковой. Далее, два момента (новая цель и улучшение произведения) взаимо-переходят: улучшая свое произведение, я ставлю особую цель. А выбор новой цели есть некоторое ”улучшение” жизни и меня. Но и то, и другое должно быть как-то осмысленно и как-то понято в смысле формы (это откуда?): чего добиваюсь, зачем, почему?
Новая цель ставит под вопрос прежнюю. В (этом) усомнении единичного уже содержится возможность утверждения всеобщего. Почему я это усомнил? Вопрос брезжит и зовет множество ответов (множество против всеобщности! — как происходит переход?).
В начале пути я не знаю свою цель, но верю в ее ВОЗМОЖНОСТЬ. Предмет действия также выступает как спектр возможностей. Орудие представляет спектр возможностей и, наконец, сам субъект есть только возможность своей цели! Но возможность чисто логически сопрягается с универсальностью,поскольку в конечном множестве определенных целей я могу выбрать одну знаемую и осуществить ее как она знаема. Та же ситуация актуально для производства тотально освоенной вещи. Выбор ”неосуществимой цели” есть чистая возможность, то есть возможность универсальная.
”Деятельность – дву-деятельность, в которой одновременно происходит реальное преобразование (НЕ творение?!) предмета и мысленное реально невозможное преобразование (мысленного) предмета” (Библер).
Маркс: человек всю природу утверждает как собственное неорганическое тело и потому утверждает себя как родовое существо. Здесь это значит, что человек превращает вещи в свою неорганическую природу (погружает в свою телесность) и это могут быть ЛЮБЫЕ вещи, и все, что он в себя погружает, он может передать другому. То есть он действует на род и сам по себе живет ”родовым образом”, живет в мире знаков и значений. Всегда не совпадает с собой, выходит за свои пределы, то есть в ”возможности всеобщее”. Осмысление (обязательное, как момент самого выхода) этого превращает возможность в актуальность, порождает конкретные идеи универсального.
”...человек разрушает целостность природы, чтобы сделать орудие, то есть природа входит в определение труда в двойном определении – как то, что можно использовать и то, что нельзя использовать (Маркс).
”В апофатическом определении природы – ее объективность, не раскрываемая через предметность и орудийность” (Библер).
Атрибуты универсальности:
• Загадочность, таинственность —
• Нужда осмысления —
• Открытие из ничего!!!
Явление универсальности:
• регулятивная идея
• идея
• ощущение
- Войдите, чтобы оставлять комментарии