Учебная деятельность и сознание. Точки удивления

Опубликовано mr-test - вс, 10/12/2008 - 01:30

В концепции РО учебная деятельность протекает в плане мышления. Мышление — это высшая по сравнению с сознанием форма освоения мира, в котором сознание снято (здесь вполне уместен этот Гегелевский термин). В ШДК сознание понимается как тот субъект мышления, который постоянно в нем воспроизводится. В психологическом, возрастном плане это означает постоянное воспроизведение дошкольника внутри школьного возраста.
Сознание, в отличие от мышления, удостоверяет мир (мышление ставит мир под вопрос: как он возможен?) Сознание воспроизводит мир (и отдельные вещи в этом мире) как существующий совместно со мной, со-бытийствующий здесь и сейчас. Мир и вещи в нем воспринимаются сознающим ребенком в их целостности, вненаходимости по отношению к нему. Сознание бескорыстно — если младенец, например, воспринимает маму как удовлетворяющую его потребности в пище, тепле, защите и т.п., то сознающий дошкольник маму сознает независимо от своих конкретных нужд. Сознание удерживает дистанцию между сознающим субъектом и предметом сознания. Сознание может быть понято как некоторая доминанта психической жизни дошкольника, конституирующая этот возраст, определяющая его целостность в отличие от младенца, с одной стороны, и младшего школьника, с другой. 27
Сознание удерживает некоторую целостность психики ребенка, его картины мира, не дает ей расколоться на отдельные впечатления. Сознание воспроизводит вещь как непосредственно существующую, целостную, вненаходимую по отношению к ребенку. Мышление усомневает это бытие вещи, оно спрашивает: как возможна эта вещь? Вещь, существование которой для ребенка очевидно, ставится под вопрос, представляется как, возможно, несуществующая. Это — авантюра мышления, лишающая ребенка его “сознавательного” положения в со-бытии с этим миром.
Сознание постоянно воспроизводит в мышлении вне-мысленное существование вещи. Если предмет мысли полностью осмыслен, поглощен мышлением — мысль исчезает. Сознание — это такой субъект, который постоянно восстанавливает в мышлении сопротивляющийся понимающему мышлению бытийствующий, вне-мыслительный предмет.
В учебной деятельности первоклассника сознание впервые оформляется как целостный, воспроизводимый мышлением и сопротивляющийся этому мышлению субъект. Учебная деятельность оформляет и удерживает навечно этот голос играющего ребенка-дошкольника. Два полюса — сознание и мышление — сопротивляются друг другу, отрицают друг друга — и предполагают друг друга. То, что позволяет ребенку “собрать”, оформить и удержать свое “дошкольное” сознание, и есть мыслительная доминанта. Сознавательный голос не может получить свое оформление, оправдание и навечное сохранение как неснимаемый субъект без другого, мыслительного голоса.
Формирование мыслительной доминанты, установки на понимание, а не просто на сознание и, соответственно, оформление и удержание сознавательной доминанты и есть главная психологическая задача учебной деятельности в первом классе. Предметным содержанием этой учебной деятельности являются точки удивления.
Как работают точки удивления? Дети-первоклассники высказывают свои точки зрения на предметы им вроде бы хорошо знакомые — число, слово, живое, время и т.п. При этом ребенок выголашивает, оформляет, пред-ставляет (ставит перед собой и перед другими) свою сознавательную картину мира. Он говорит, рисует, описывает то, что ему очевидно, что дано ему сознавательным образом. То, что часто взрослые называют объяснением, придавая этому слову свой смысл (объяснить — значит понять причину, или происхождение, или логическую связь), для ребенка-дошкольника и во многом для первоклассника является именно объяснением в буквальном смысле слова — ребенок, объясняя, делает более ясным, более отчетливым, более подробным, более очевидным свое представление — не ищет его причину, не ставит его под вопрос, не обосновывает — объясняет. Ж. Пиаже показал достаточно убедительно, что когда ребенок спрашивает: “почему?” и говорит “потому что”, он не ищет причину в привычном нам смысле слова. 28 “Луна не падает, потому что она круглая и светит ночью”, — говорит ребенок. Или: “Луна круглая, потому что она светлая и висит на небе”. Объяснить для ребенка — значит включить объясняемое в некоторую целостную, описательную, сознавательную картину.
Когда дети выкладывают очевидные для каждого из них, но разные сознавательные картинки, относящиеся к одному предмету, в столкновении нескольких сознаний возникает возможность для каждого ребенка отстранить и остранить свою сознавательную картинку, впервые увидеть ее, и, с другой стороны, увидеть этот предмет как загадочный, странный, требующий понимания. Точки удивления создают установку на понимание того, что сознавательно очевидно, несомненно и не требует понимания для каждого ребенка. В точках удивления впервые обнаруживается существование одного общего предмета как предмета понимания. Этот новый предмет строится вместе на уроке — как очевидный и ясный для каждого и одновременно как несовпадающий ни с одним из образов сознания. Здесь начинается раздельная — и совместная — работа — спор — сознания и мышления (в создании моделей-монстров, в их опровержении и т.п.) 29
____________________
27 См: Библер В.С. Сознание и мышление // Философско-психологические предположения школы диалога культур. М., 1998; Берлянд И.Е., Кондратов Р.Р. Еще раз от двух до пяти. Там же; Библер В.С., Берлянд И.Е., Кондратов Р.Р. Сознание - доминанта психической жизни дошкольника // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990.

28 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. 1994.

29 Cм. примеры такой работы на уроках: Курганов С.Ю. Первоклассники и учитель в учебном диалоге. // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993; Ушакова Е.Г. Из дневника учительницы. // Народное образование, 1991, № 2; Подобные примеры есть и в стенограммах уроков класса ШДК Новосибирского детского центра “Зимородок” (педагоги В.Г. Касаткина, Н.И. Кузнецова), к сожалению, неопубликованных.