2.2. Вопросы учителя и первые разговоры. Герои и Хор.

Опубликовано mr-test - пт, 12/26/2008 - 01:14

Вопросы учителя второклассники встречают с гораздо большим вниманием по сравнению с вопросами детей.
Уже 15 сентября, т.е. на втором уроке природоведения, развернулся такой разговор.
У. Обычно говорят, что есть природа живая, и есть – неживая. Но что такое природа вообще?
Д. Это все растения, вода, рыба…
Д. Это дерево
Д. Это цветы.
Д. Это трава.
Д. Это свежий воздух.
Д. Это живые существа и неживые существа.
У. Вам понятно выражение «неживые существа»?
Д. Да. Это камень.
Д. Это земля.
Д. Это вода!
Д. Это колесо.
У. А почему они – существа?
Д. Потому что они существуют.
Д. Вот же камень. Он не живет. Природа создала. И камень так и есть.
Д. А если камень разбить, он же будет другой?
Д. Его меняет сама природа.
У. Природа его доделывает?
Д. Камень под водой через пять лет становится зеленым… В водорослях… Если прийти через пять лет…
Д. Камень стачивается под водой.
Д. И стекло стачивается под водой.
Д. Если колесо лежит на берегу, и через день прийти, оно может оказаться в воде.
Д. Вот я видел стекло на Черном море, оно там обточено, как камень!
Вадим Махов. А с головастиками история уже другая: они сами меняются и становятся лягушками.
У. Живое может само себя изменять. А неживое изменяется природой. Так?
Д. Природа ведь тоже создала человека. А его можно побрить!
У. Как так получилось, что у природы есть живое и неживое?
Д. Если не будет неживого, то жизнь будет неинтересной.
Д. Я понял! Это потому, что природа создала живое и неживое.
Д. Как вот появляется неживое… Дерево умирает и становится неживым.
У. Есть живое, и оно становится неживым. Так?
Д. Живое не может жить без неживого. А неживое не может существовать без живого.
У. Нарисуйте один рисунок, где есть живое и неживое.
Саша Сорокин рисует живой и неживой (сбитый) самолет.
Многие дети изображают море, где есть рыбки (живые) и камни (неживые).
Андрей Ерыгин рисует лошадь и седло.
Полина Чекурина – живую птицу с мертвым клювом.
Аня Жукова – живое и мертвое дерево.
Вова Синицын – рыцаря в металле (живой в неживом).
В первом разговоре учителя со всем классом участвовало 15 человек из 22. Это много.
В разговоре дети порождают выражение «неживые существа», которое очень заинтересовало учителя. Он и попал в «точку удивления». Дети охотно построили концепт «неживые существа». Неживые существа создает природа так, что они потом сами по себе не меняются. Сама природа может их менять. Живые существа изменяются сами по себе, как головастики, например. Хотя и с живым существом можно поступить, как с неживым, побрить, например…
Из разговора можно вычленить это рассуждение. Но нельзя сказать, что это рассуждение существует для всех участников разговора.
Нельзя сказать, что дети, внимательно слушая одноклассников и учителя, спорят с одними одноклассниками и соглашаются с другими, держа общую линию разговора. Это еще не учебный диалог.
Но это и не коллективный монолог. Дети не перебивают друг друга, слушают друг друга и учителя.
Что же здесь происходит?
Второклассники ведут себя в проблемной беседе с учителем весьма своеобразно. Учитель задает вопрос. Кто-то из учеников (назовем его Героем) первым рискует проявить инициативу и дает определенный ответ. Такие реплики в стенограмме урока мы пометили жирным шрифтом.
Если ответ принимается учителем, 10–15 учеников чрезвычайно активно включаются в разговор и говорят вещи, сходные по содержанию и форме с тем, что сказал Герой. Назовем этих учеников Хором.
Происходит как бы «просаливание» (словечко В.Ф. Шаталова) класса репликой Героя. Реплика варьируется, опробывается как речевая форма для «публикации» собственных воспоминаний или переживаний, прилаживается к индивидуальному видению.
Например, стоит одному из детей сказать, что «природа вообще – это все растения, вода, рыба», как к этой реплике присоединяется еще 4 реплики других детей, которые как бы подражают первой и расширяют ее объем.
Как только этот своеобразный способ ведения разговора истощается, возникает реплика нового героя, говорящего «перпендикулярно» Хору: «Природа вообще – это живые и неживые существа». Потом Хор долго и с энтузиазмом приводит примеры неживых существ.
Затем вспыхивает настоящий микродиалог между несколькими Героями, порождающий концепт: «Неживые существа сами по себе не меняются, их меняет Природа.» Но этот микродиалог не разыгрывается, потому что Хор начинает приводить большое количество примеров того, как Природа изменяет самые разные неживые объекты.
Следуют истории, которые Хор рассказывает про камень, стекло, колесо, другое стекло и пр. Содержательное движение мысли не может продолжаться до тех пор, пока Хор эту мысль не поймет, то есть пока большинство учеников класса не освоит смысл выделенной учителем новой и интересной реплики Героя, применительно к контексту собственной жизни, собственных воспоминаний.
Только после того, как все это сделали, может прорваться реплика Димы о головастиках, иная и по ритму и по содержанию.
Создается впечатление, что Хор не держит контекст разговора в целом и даже контекст каждого микродиалога Героев. Кажется, что Хор «дожидается», пока в микродиалоге породится ясная итоговая мысль, к которой следует присоединиться, которую нужно понять, ввести в контекст своего опыта.
Общий контекст разговора в целом с трудом удерживает только учитель. Контекст каждого микродиалога - его участники (Герои).
Подобный жанр учебного диалога «Учитель-Герои-Хор» мы фиксировали в этом втором классе на протяжении первого полугодия учебы несколько раз.
Итак, в начале второго класса учебный диалог в жанре «точек удивления» могут вести 3–4 ученика. Возможно, они могли бы захватить звуковое пространство урока, тогда получились бы учебные диалоги, которые разворачивают 3-4 «героя», а остальные дети при этом молчат.
Однако в этом классе мы не зафиксировали ни одного такого «захвата» и образования «группы-лидера». Звуковое пространство в этом классе на-равных принадлежит всем. Поэтому диалог может продолжаться только по мере понимания его «Хором».
«Хор» притормаживает диалог, упрощает его, сводя к некоторому «итогу», и часто «растворяет» в однообразных, зачастую рассудочных репликах.
Учебный диалог имеет мерцательный режим протекания и представляет собой совокупность микродиалогов, которые способен связать между собой лишь учитель.